Т. Как общественно-политический строй
Ибн-Рушд(Аверроиз)
Осн-ые соц-пол-ие идеи:
1) Рассматривал религию как полит-ое искусство, необходимое даже в идеальном гос-ве
2) Граждане идеального гос-ва должны руководствоваться своим веро-учением лишь по-столько, по-скольку они не все м.б. приобщены к филосовской истине
3) Был глубоко убежден в возможности организации общ-ой жизни на твердом фундаменте знания и устранения от власти представителей духовенства и богословия
Шокан. В
Создал целую концепцию пол-ки.
1) Глубокая сущ-ть фил-го осмысления пол-ки состояла в обосновании органической связи политики с властью и способы её устройства
2) Политико-правовая система Азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивил-ом мире принципами демократических форм организации, полит-ой и правовой жизни общества
3) Общественное устройство Ср Азии есть патологический кризис равития рез-ат дикости и невежества народа.
Причины препятствующие развитию народов Азии:
1) Невежество, забитость масс, порождаемые диспотизмом, части мусульманского дух-ва
2) Диспотизм самих восточных владельцев
3) Жестокая колониальная эксплуатация
Ыбырай А
1) Был по своим пол-им убеждениям демократом и сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от социализма
2) Только светское образование может обеспечить экономическое и нравственное развитие народа\
3) В мировоззрении А. переплетаются материалистические, идеолистические и теологические тенденции и взгляды.
Абай
1) Мечтал о тех условиях, когда все народы России смогут объединиться на основе принципов равенства и справедливости
2) Абай искал справедливость в нереальном мире, возлагая свои надежды исключ-но на просвещение
Мыржакып Дулатов
1) Все народы Земли произошли от 1 прородителя и яв-ся детьми 1 большого дома
2) Сделал удачный прогноз в отношении необходимости создания общего для всех языка( Эсперанто)
3) Много внимания уделял исследованию казахов, узбеков, киргизов и др. Сущ-ти их истор-го бытия
4) Народные праздники имеют колоссальное соц-ое значение, сплачивают людей, объединяют их в некоторую устойчивую совместимость. Праздники играют огромную роль в формировании мировоззрения людей.
5) Был принципиальным сторонником нечастичных, а коренных преобразований всей системы упр-ия в целом
6) Принцип полной толерантности к мировоззренческим позициям историч-их деятелей
7) Терпимость к инокомыслию, уважительное отношения к чувствам, мыслям, идеям народов.
Султан Махмут Торайгыров
Не власть, не деятельность полководцев не дают счастья человеку( чингизхан, бонапард)
Хотя поддерживал советскую власть, отношения к самой идее социализма было скептическим. Проблема прогресса связывается с проблемой достижения справедливости.
В политологии встречаются след-ие подходы к истолкованию власти:
1)Биологический подход – власть не яв-ся специфична только для человека, а а имеет предпосылки и корни в биолигической структуре общие у человека с животными, т.е. основа власти заключена в природе человека, как биологического сущ-ва. Социальный Дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
2) Антропологический подход- понятие власти распространяются на все социальные, в том числе доклассовые образования, к носителям полит-ой власти относят даже семью.
3) Психологический подход- власть главным образом исследуется под углом зрения субъективного восприятия её индивидом.
4) Социологический подход- Суть его состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую.
5) Философский подход- власть есть способность и возможность субъекта(личности, партии, класса, гос-ва и т.д.) осущ-ть свою волю, оказывать опред-ое воздействие на деятельность людей, с помощью авторитета, права, насилия и др. средств.
Конфликтуальные модели:
1) Политическая модернизация
Осн-ой тезис теории политологии модернизации состоит в том, что демократическая форма организации власти в гражданско-полит-ом обществе несовместимы с низким уровнем развития технико-экономических структур. Отсюда, путь к демократическому гражданско-правовому обществу лежит ч/з всемирное развитие и утверждение технико-эконом-их структур.
2) Теория Меритократии(заслуга)
Правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства, а точнее с помощью квалифицированных спецов технократов и интеллектуалов. Мерит-кая модель направлена против несправедливого распределения политических и соц-ых ценностей. На вершине гос-ых организаций должны нах-ся самые умные, деловые. Элита, отобранная по принципам способности к управ-ию проф-ых навыков и квалификаций
3) Теория всемирного( глобального) общества – суть состоит в том, что к решению всех мировых проблем современности можно прити только ч/з максимальную интернационализацию общественно-полит-ой жизни – путем перестройки сущ-их международных организаций и создание новых. К числу таких орган-ий относятся:
1) Всемирный парламент, наделенный законодательными функциями.
2) Всемирное правительство, как исправительно-распорядительный орган.
3) Всемирный суд с национальной юрисдикцией
4) Всемир-ая полиция и вооруженные силы, обладающие принудительными полномочиями
Тоталитаризм как форма проявления есть диспотический режим концентрирующий всю полноту власти в руках господствующей верхушки, которая принудительно навязывает свою волю обществу.
Правление, системы, режимы
В 4 веке до н.э. Аристотель впервые попытался классифицировать сущ-ие полит-ие режимы, основываясь на анализе 158 греч-их городов сущ-их в реальности.
Классические типологии:
По мнению террания, алигархия есть более низкокачественная форма правления, в которой одно лицо, небольшая группа и масса, управляются в их собственных интересов, а поэтому за счет других и наоборот, монархия аристократия и полития – более предпочтительны потому что в этих формах правления индивид, группа управляются в интересах всех.
Правление- означает управлять или контролировать других, т.е. механизм, по средствам которого осущ-ся упорядоченное управление, центральными чертами которого яв-ся способность создавать коллективные решения и умение их навязывать.
Политическая система – 1)Это система отношений, по средствам которых правления порождают политику, в ответ на требование или поддержку от осн-го общества. 2) есть то, что заключает в себе механизмы правления и институты гос-ва, но также структуры и процессы, по средствам которых они взаимодействуют с остальным обществом.
Политические режимы –такая же эффективная организация эконом-ой жизни как и управленческие процессы, по средствам которых она функционирует.
Режим –есть «система правления», которая сущ-ет независимо от того, что правительство приходит и уходит.
Типология 3-ёх миров
Суть «Типологии 3-ёх миров» заключается в разделении политического мира на 3 отличных друг от друга блоков:
1) Капиталистический мир
2) Коммунистический мир
3) Развивающийся мир
Классиф-ия 3-ёх миров имела экономическое, идеологическое, политическое и стратегическое измерения.
Режимы современного мира
5 типов режимов:
1)Западные полиархи
2)Посткомунистические
3)Восточно-Азиатские
4)Исламский
5)Военные
Западные полиархи
Полиархи-(дословно правление многих) осн-ется на массической или афинской модели прямого непосредственного участия.
Осн-ые черты:
1)Правление нах-ся в руках выборных офиц-ых лиц
2)Выборы яв-ся свободными и справедливыми
3)Правом голоса обладают все совершеннолетние
4)Свободное выражение мнения и право критиковать и протестовать
Это Сев. Америка, Зап. Европа, а также Индия, Япония, Южн. Африка и др
Посткомунистический режим
Осн-ые черты:
1)Политико-культурные последствия коммун-го правления
2)Проблемы связанные с процессом эконом-ой трансформации
3)Слабость гос-ой власти и центробежные тенденции
Восточно-Азиатский режим
Осн-ые черты:
1)Ориентация больше на экономические цели, чем на политические( Южн. Корея, Тайвань, Китай)
2)Широкая поддержка сильного правления
3)Уважение к полит-им лидерам
4)Общинная и соц-ая сплоченность, воплощенная в центральной роли, которую играет семья
Исламский режим
(сев. Афр. Ближний восток, часть Азии)
Политически ислам направлен на построение теократии, в которой политические и прочие дела структурируются согласно высшим религиозным принципам.
Военный режим
(лат. Америка, Ближний восток, Афр. и др)
Осн-ые черты:
1)Ведущие места в правлении занимаются согласно положению человека в рамках структуры военной иерархии
2)Особая ворма – Хунда, когда вооруж-ые силы осущ-ют непосредственный контроль за правлением(Лат. Америка)
3)Диктатура –
Либеральные теории
Определяющими здесь яв-ся идеи автономии личности и её первичности по отношению к народу, его воле. В данных концепциях личность выделяется из общества и гос-ва. Первостепенное внимание уделяется созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.
Осн-ые черты:
1)Признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав личности над правами гос-ва
2)Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы
3)Ограничение компитенции и сферы деятельности гос-ва преимущ-но охраны общественного порядка, безопасности граждан и т.д.
4)Разделение властей, создания сдержек и противовеса как усл-ие эффективного контроля граждан над гос-ом, предотвращения злоупотреблением власти
Плюралистические концепции
Эта группа теорий исходит из того, что главной движущей силой политика демократического гос-ва яв-ся группа и межгрупповые отношения, в которых формируется интересы, ценностные ориентации и мотивы полит-ой деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность полит-го выражения и зашиты своих интересов.
Осн-ые черты:
1)признание заинтересованной группы центральным элементом демократич полит-ой системы.
2)Рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов, как соц-ые основы демократ. власти
3)Развитие идей, сдержек и противовесов
4)Значительное расширение сферы деятельности гос-ом
5)Забота о формировании демократической культуры
6)Поддержка гос-ом социально улучшенных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепление соц-ой справедливости.
Государство
В широком смысле- гос-во понимается как страна, общество, народ, расположенные на опред-ой тер-ии и представляемые органом высшей власти.
В узком – представляет собой организацию, обладающую верховной властью на опред-ой тер-ии
Признаки гос-ва:
1) Отделение публичной власти от общества, её несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов – управленцев.
2) Суверенитет т.е. верховная власть на опред-ой тер-ии
3) Тер-ия, отчерчивающая границы гос-ва, законы и полномочия гос-ва распространяются на людей, проживающий на опред-ой тер-ии
4) Монополия на легальное применения силы, физич-го принуждения
5) Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения
6) Право на взымание налогов и сборов с населения
В развитии гос-ва выделяют 2 этапа:
Традиционный и Конституционный
Трад-ые гос-ва: Возникли преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм уходящие корнями в глубокую древность. Отрицали равноправие всех людей и не признавали свободу личности как источник власти.
Конст-ый этап:С подчиненностью к гражданам и обществу. С конституционной ограниченностью полномочий и сферы гос-го вмешательства. С правовой регламерацией всей деятельности гос-ва
Конституция- есть система зафиксированных в спец-ом документе( или неск) относительно стабильных правил( законов), которые опред-ют уст-во гос-ва, принципы его организации, способы политического волеобразования, принятия решений, а также полодение личности в гос-ве.
Конституции обычно состоят из 2-ух частей. В 1-ой определяется нормы, взаимоотношений граждан и гос-ва, права личности, утверждаются правовое равенство всех граждан. Во 2-ой описывается хар-ер гос-ва., статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента а также структура и порядок функцион-ия органов упр-ия.
Формы правления- делятся по способу организации власти.
В монархии формальным источником власти яв-ся одно лицо. Глава гос-ва получает свой пост по наследству. Абсолютные – всевластие гос-ву. Конституц-ая в которой полномочия монарха ограничениы конституцией.
В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы гос-ва избираются гражданами. Сущ-ет 3 разновидности республики: парламентская, президентская, полупрезидентская.
Парламентская республика. Отличительные черты: образование правительства на парламентской основе.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и правом ходательства перед президентом роспуске парламента.
Президентская республика.
Президент одновременно выступает и главой гос-ва т главой правительства. Отношение м\у парламентом и президентом основываются на системе здержек и противовесов и взаимо-зависимости.
Унитарное.
Представляет собой политически однородную организацию, состоящую из административно-тер-ых единиц, необладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. ( центрально- азиатские гос-ва)
Федерация.
Есть устойчивый союз гос-тв, самостоятельных в пределах распределенных м\у ними и центром компетенции и имеющих собственную конституцию, законодат, исполнит и судеб органы, а часто и двойное гражданство.
Конфедерация.
Постоянный союз самостоятельных гос-тв для осущ-ия совместных целей. Её члены полностью сохраняют гос-ый суверенитет и передают в компетенцию союза решения лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области внешней политики, транспорта связи. Конфед сущ-ли в США(1776-1787) в Швейцарии(до 1848). Конфед-ии обычно либо эфолюц в федерации либо распадаются.
Полит. элиты
Элита-с перевода франц лучшее, отборное, избранное
Полит. элита есть:
составл. меньшинство общества, достаточно самостоятельная высшая относительно привилегированная группа, обладающая выдающимся псих. и соц. качествами и непосредственно участвовавшие в принятии и осуществлении решений связанных с использов. гос. власти или воздействием на нее
Теория элит Ж.Мески
Важнейшим критерием формирования полит. класса явл. способность к управлению другими людьми т.е. организаторская способность а так же материальная интеллектуальная моральное превосходство
Современная теория элит
Максивиалисткая школа Концепции:
-признание элитарности любого общества его разделение на привилег. творч. меньшинство и пассивное нетворческое большинство такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества
-особые псих. кач-ва элиты. Прин-ость к ней связ-на в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием
Ценностные теории элит имеют ряд общих установок:
-элиты более ценный эл-нт общ-ва
-господствующее положение элиты отвечает интересами всего общества
-элитарность закономерна вытекает из равенства возможностей и непротиворечив современной представит. демократии
Теории демократ. элитизма:
Теории элит. демократии исходит из предлож. понимания дем-ии как конц-ия между потенциальными руковод-ми за доверие и голоса избирательной . Элит. теории дем. рассматривают руковод. слой как защитницу дем. ценностей
Конц-ии плюрализма базируются на след поступках
-отриц. элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы
-сущ. конкуренция отражающая эконом. и соц. конкуренцию в обществе - в соврем. Демократ. Общ-ве власть распределена между многообразными общественными группами и институтами
Леволиберальная концепция
Специфические группы:
-критика элитарности общества с демократических позиций
-структурно функциональные подходы и элитарная трактовка как следствие занятия команд
-сущ-ет глубокое различие между элитой и массой их выходцев из народа
Партократическая концепция
В уч. Ленина была разработана специфич. конц-ия полит. элиты как авангардной партии рабочего класса:
-глобальный мессианский хар-ер полит. элиты ее историч. призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма у коммунизму
-всеобщий характер полит. рук.
-происхожд. из соц. низов неимущих классов и прежде всего пролетариата как опред-ый формальный критерий вхождения в полит. элиту
-как важнейший непосредственный конституирующий признак элиты дающий ее права на руководство общества
-жесткая иерархичность полит. элиты милитаризирующий ее внутренних отнош. высокая степень групповой интеграции
Понят. культ. языка
Яз. культ. обознач. совок-ть специф. организ. терминов символов стереотипов иных визуально фиксированных эл. обладающих смысловым знач. как спец-ой так и в обыденном созн. людей и служащих для обеспечения реализации субъектам полит. процесса своих функций
Полит. социализ. личности
Это вхождение человека в полит. его подготовка и вкл отношения власти осущ. по мере в процессе усвоения им господствующих культ. норм и ориентиров ценностей и образцов полит. поведения
Полит. социализация– включающихся в полит. жизнь новых поколений обеспечивает воспроизведение сущ. полит. культуры преемственность политического развития общества как правило позволяет достигать того минимального консенсуса между гражданином и гос-ом кот гарантирует относительную стабильность режима правления
Важн. ф-ми полит. социализации является достижение личностью умение ориентироваться в полит. пространстве и вып. там спец. ф-ии по управлению делами общества и гос-ва. С одной стороны она фикс. переход требований полит. системы во внутреннею структуру личности в форме определенных форм ценностей ролей ожиданий и прочее, а с другой демонстрирует как личность осваивает эти традиции и воззрения закрепления их в тех или иных формах полит. повед. и влияния на власть
Институты полит. соц.
-универс., соц., полит. которые неизбежно включ. в себя полит. социализацию всех членов общества
Институты полит. соц. приянято рассматривать семью систему образования СМИ государственные и партийные организации и отдельные полит. события. Полит. соц. представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Принято выделять первичную и вторичную соц.
Различие обусловлено действием 3 переменных
Возраста, наличие у него если иного субъективного опыта, способности к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики
Первичная полит. соц. хар-ся первонач. (с 3х и 5ти лет) восприят. чел. категорий кот постоянно формируют у него избирательно индивидуальное отнош. у явлен. полит. жизни.
Амер ученые Истон и Денис различ. и важнейшие аспекты ее стороны этой стадии полит. соц. Область непосредственного восприятия пол жизни информация о которой ребенок черкает в отношения. Родителей их оценках реакциях чувствах на этой почве у него сущ-ет персонализация политики. Первонач. политизация представляет как интституализация его свойств и качеств
Вторич. этап полит. социализ. наступает т. к. формы и способы усвоен. чел-ом полит. инф. а также овладен. спец. ролями в сфере власти осущ-ся им по преимуществу независ. от давления группового сознания или полит. сит.
Типы полит. соц-ии
-гармонический тип полит соц-ии, отраж. складыв. психологически норм. отнош. чел. и инстит. власти, порожд. его нац. и уважит. отнош. к правопорядку гос-ву своим гражданским обязан.
-гегемонистскийтип негатив. отнош. чел. к любым соц. и полит. сист. кроме своих
-плюралистический тип – признан. чел. Равноправ. ее др. гр-ми их прав и свобод к характер его способность менять свои полит. пристрастия перех. к иным ценностям
-конфликтный тип формир. на основ. межгруп. борьбы противост. взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель собственной политизации в сохр. деят-ти к своей группе
Чел. может осущ. свою личностную идентификацию нащупать те культ. ориентиры кот странами руководствоваться при защите своих интересов в отношениях властью ее только в этом случае можно утверждать что полит. социа-я выполнила свою главную ф-ию сформировав самост. и ответств. субъекта полит.
Нации как культ. общости
Гербер национализм есть форма культ. кот. выделяет осознание и оценку нац традиций и коллективной памятью вместо явного полит. поиска гос-ти.
Гелнер делает акцент на степени с кот. национ-м связан модернизации в частности с процессом индустриализации
Смитидея связи между наци-м и модерниз. и моделей преемственность между современными этнич. общностями
Майнагерразделяет понятие культурной и политической нации
Культ. нациихар-ся высоким уровнем этнич. однородности когда на лицо совпадение народной и этнич. идентичностью
культурные нации: греки, русские, англичане.
Полит. нациикогда гр. имеет большую полит. значимость чем этнич. идентичность
(Великобр, США, франция)
Ибн-Рушд(Аверроиз)
Осн-ые соц-пол-ие идеи:
1) Рассматривал религию как полит-ое искусство, необходимое даже в идеальном гос-ве
2) Граждане идеального гос-ва должны руководствоваться своим веро-учением лишь по-столько, по-скольку они не все м.б. приобщены к филосовской истине
3) Был глубоко убежден в возможности организации общ-ой жизни на твердом фундаменте знания и устранения от власти представителей духовенства и богословия
Шокан. В
Создал целую концепцию пол-ки.
1) Глубокая сущ-ть фил-го осмысления пол-ки состояла в обосновании органической связи политики с властью и способы её устройства
2) Политико-правовая система Азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивил-ом мире принципами демократических форм организации, полит-ой и правовой жизни общества
3) Общественное устройство Ср Азии есть патологический кризис равития рез-ат дикости и невежества народа.
Причины препятствующие развитию народов Азии:
1) Невежество, забитость масс, порождаемые диспотизмом, части мусульманского дух-ва
2) Диспотизм самих восточных владельцев
3) Жестокая колониальная эксплуатация
Ыбырай А
1) Был по своим пол-им убеждениям демократом и сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от социализма
2) Только светское образование может обеспечить экономическое и нравственное развитие народа\
3) В мировоззрении А. переплетаются материалистические, идеолистические и теологические тенденции и взгляды.
Абай
1) Мечтал о тех условиях, когда все народы России смогут объединиться на основе принципов равенства и справедливости
2) Абай искал справедливость в нереальном мире, возлагая свои надежды исключ-но на просвещение
Мыржакып Дулатов
1) Все народы Земли произошли от 1 прородителя и яв-ся детьми 1 большого дома
2) Сделал удачный прогноз в отношении необходимости создания общего для всех языка( Эсперанто)
3) Много внимания уделял исследованию казахов, узбеков, киргизов и др. Сущ-ти их истор-го бытия
4) Народные праздники имеют колоссальное соц-ое значение, сплачивают людей, объединяют их в некоторую устойчивую совместимость. Праздники играют огромную роль в формировании мировоззрения людей.
5) Был принципиальным сторонником нечастичных, а коренных преобразований всей системы упр-ия в целом
6) Принцип полной толерантности к мировоззренческим позициям историч-их деятелей
7) Терпимость к инокомыслию, уважительное отношения к чувствам, мыслям, идеям народов.
Султан Махмут Торайгыров
Не власть, не деятельность полководцев не дают счастья человеку( чингизхан, бонапард)
Хотя поддерживал советскую власть, отношения к самой идее социализма было скептическим. Проблема прогресса связывается с проблемой достижения справедливости.
В политологии встречаются след-ие подходы к истолкованию власти:
1)Биологический подход – власть не яв-ся специфична только для человека, а а имеет предпосылки и корни в биолигической структуре общие у человека с животными, т.е. основа власти заключена в природе человека, как биологического сущ-ва. Социальный Дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.
2) Антропологический подход- понятие власти распространяются на все социальные, в том числе доклассовые образования, к носителям полит-ой власти относят даже семью.
3) Психологический подход- власть главным образом исследуется под углом зрения субъективного восприятия её индивидом.
4) Социологический подход- Суть его состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую.
5) Философский подход- власть есть способность и возможность субъекта(личности, партии, класса, гос-ва и т.д.) осущ-ть свою волю, оказывать опред-ое воздействие на деятельность людей, с помощью авторитета, права, насилия и др. средств.
Конфликтуальные модели:
1) Политическая модернизация
Осн-ой тезис теории политологии модернизации состоит в том, что демократическая форма организации власти в гражданско-полит-ом обществе несовместимы с низким уровнем развития технико-экономических структур. Отсюда, путь к демократическому гражданско-правовому обществу лежит ч/з всемирное развитие и утверждение технико-эконом-их структур.
2) Теория Меритократии(заслуга)
Правление с помощью лиц, имеющих особые заслуги и достоинства, а точнее с помощью квалифицированных спецов технократов и интеллектуалов. Мерит-кая модель направлена против несправедливого распределения политических и соц-ых ценностей. На вершине гос-ых организаций должны нах-ся самые умные, деловые. Элита, отобранная по принципам способности к управ-ию проф-ых навыков и квалификаций
3) Теория всемирного( глобального) общества – суть состоит в том, что к решению всех мировых проблем современности можно прити только ч/з максимальную интернационализацию общественно-полит-ой жизни – путем перестройки сущ-их международных организаций и создание новых. К числу таких орган-ий относятся:
1) Всемирный парламент, наделенный законодательными функциями.
2) Всемирное правительство, как исправительно-распорядительный орган.
3) Всемирный суд с национальной юрисдикцией
4) Всемир-ая полиция и вооруженные силы, обладающие принудительными полномочиями
Тоталитаризм как форма проявления есть диспотический режим концентрирующий всю полноту власти в руках господствующей верхушки, которая принудительно навязывает свою волю обществу.
Т. Как общественно-политический строй
Есть система, в которой вся деятельность людей подчиняется полит-им задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются.
Осн-ые признаки Т. Как общ-полит-го строя(Х. Алендт, К.Фридрих, З.Жезинский):
1) Централизованное рук-во в эпопаж. Сфере
2) Система всеобщего контроля за поведением индивидов в соц-ой сфере
3) Признание к рук-ей роли одной партии в полит-ой сфере
4) Господство офиц-ой идеологии в духов-ой сфере
5) Сосредоточение в руках партии гос-ва С М коммуникацией( прессы, радио, кино, ТВ)
6) Концентрация в руках партии и гос-ва всех средств вооруж-ой борьбы
Причины возникновения Т.:
1) Полное растворение гражданского общ-ва в общ-ве полит-ом.
2) Чрезмерная рационализация общес-ой жизни
3) Мессионализация общ-го сознания
4) Т. Вырастает из особенности индивидуальной и массовой психологии
5) Т. Утверждается с помощью достаточно развитых СМИ.
Правление, системы, режимы
В 4 веке до н.э. Аристотель впервые попытался классифицировать сущ-ие полит-ие режимы, основываясь на анализе 158 греч-их городов сущ-их в реальности.
Классические типологии:
По мнению террания, алигархия есть более низкокачественная форма правления, в которой одно лицо, небольшая группа и масса, управляются в их собственных интересов, а поэтому за счет других и наоборот, монархия аристократия и полития – более предпочтительны потому что в этих формах правления индивид, группа управляются в интересах всех.
Правление- означает управлять или контролировать других, т.е. механизм, по средствам которого осущ-ся упорядоченное управление, центральными чертами которого яв-ся способность создавать коллективные решения и умение их навязывать.
Политическая система – 1)Это система отношений, по средствам которых правления порождают политику, в ответ на требование или поддержку от осн-го общества. 2) есть то, что заключает в себе механизмы правления и институты гос-ва, но также структуры и процессы, по средствам которых они взаимодействуют с остальным обществом.
Политические режимы –такая же эффективная организация эконом-ой жизни как и управленческие процессы, по средствам которых она функционирует.
Режим –есть «система правления», которая сущ-ет независимо от того, что правительство приходит и уходит.
Типология 3-ёх миров
Суть «Типологии 3-ёх миров» заключается в разделении политического мира на 3 отличных друг от друга блоков:
1) Капиталистический мир
2) Коммунистический мир
3) Развивающийся мир
Классиф-ия 3-ёх миров имела экономическое, идеологическое, политическое и стратегическое измерения.
Режимы современного мира
5 типов режимов:
1)Западные полиархи
2)Посткомунистические
3)Восточно-Азиатские
4)Исламский
5)Военные
Западные полиархи
Полиархи-(дословно правление многих) осн-ется на массической или афинской модели прямого непосредственного участия.
Осн-ые черты:
1)Правление нах-ся в руках выборных офиц-ых лиц
2)Выборы яв-ся свободными и справедливыми
3)Правом голоса обладают все совершеннолетние
4)Свободное выражение мнения и право критиковать и протестовать
Это Сев. Америка, Зап. Европа, а также Индия, Япония, Южн. Африка и др
Посткомунистический режим
Осн-ые черты:
1)Политико-культурные последствия коммун-го правления
2)Проблемы связанные с процессом эконом-ой трансформации
3)Слабость гос-ой власти и центробежные тенденции
Восточно-Азиатский режим
Осн-ые черты:
1)Ориентация больше на экономические цели, чем на политические( Южн. Корея, Тайвань, Китай)
2)Широкая поддержка сильного правления
3)Уважение к полит-им лидерам
4)Общинная и соц-ая сплоченность, воплощенная в центральной роли, которую играет семья
Исламский режим
(сев. Афр. Ближний восток, часть Азии)
Политически ислам направлен на построение теократии, в которой политические и прочие дела структурируются согласно высшим религиозным принципам.
Военный режим
(лат. Америка, Ближний восток, Афр. и др)
Осн-ые черты:
1)Ведущие места в правлении занимаются согласно положению человека в рамках структуры военной иерархии
2)Особая ворма – Хунда, когда вооруж-ые силы осущ-ют непосредственный контроль за правлением(Лат. Америка)
3)Диктатура –