Познание. Истина и ее критерии
Познание – процесс деятельности человека. Результат – получение нового знания об окружающем мире.
Виды познания:
¨ Обыденное
¨ Научное
¨ Философское
¨ Художественное
¨ Социальное
Субъект познания – познающий человек (в широком смысле – все общество)
Объект познания – познаваемый предмет (в широком смысле – весь окружающий мир)
3 основные формы чувственного познания:
ü Ощущение
ü Восприятие
ü Представление
Рациональное познание – (от лат. разум) – осуществляется в формах:
ü Понятие
ü Суждение
ü Умозаключение
Сущность процесса познания – получение объективного полного и точного знания об окружающем мире.
Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.
Эмпирики – что это можно сделать при помощи ощущений.
Рационалисты – что критерием истины является разум.
Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Характерные черты истины:
Объективная сторона – когда она существует в объективной реальности
Субъективная сторона
Истина:
¨ Абсолютная истина – низменное, установленное знание о каком-либо предмете или явлении.
¨ Относительная истина – неполное, ограниченное знание.
Критерием истины является практика.
Научное познание. Значение научной теории.
Уровни научного познания
Эмпирический ¾ Главной задачей является описание предметов и явлений ¾ Основная форма получения знания – эмпирический (научный) факт ¾ Основные методы – наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент | Теоретический ¾ Методы: гипотеза, а также формулирование научной теории ¾ Гипотеза – выдвижение и обоснование предложений ¾ Цель проверки гипотезы – формирование законов, принципов или теорий ¾ Экзистенциальные гипотезы – предположение о существовании явлений еще не известных науке. ¾ На основе проверки гипотез происходит построение научной теории. |
Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики | Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую |
Научное познание отличается от обыденного:
ü Стремлением к максимальной объективности
ü Особым языком (научным)
ü Специфическими способами обоснования истинности получения знаний
ü Желание получить знания, важные для будущих поколений
Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Предметом искусства является человек
Специфика искусства:
Прошлое искусство и духовная культура настоящее + создание нового духовного образа
Особенности социального познания, конкретно – исторический подход к социальным явлениям.
Познанием называют процесс деятельности человека, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
- Субъект
от которого исходит знание
- Объект
на кого направлено познание
Цель социального познания – установление истины
Главный источник получения знания – социальная действительность, практика
Самопознание.
Самопознание – это познание человеком самого себя.
Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)
Самооценка
- Важнейшее внутреннее условие развития
- Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе
Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем»
ей принадлежит особая роль
Это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения.