Общая характеристика политической системы общества
Современному человеку известно, что окружающий его и существующий в нем мир системен. Различные формы движения материи вызывают к жизни самые разнообразные системы (космические и земные, биологические и социальные, управляемые и самоуправляемые, целостные и незавершенные, суммативные и органические, механические и электронные и т. д,).-На одном из циклов мирового развития появляются социальные системы (человеческие общности), которые по мере своей эволюции усложняются, становятся все более противоречивыми и нуждающимися в изучении.
Политические системы возникли как одна из форм социального движения материи и духа, обусловленная определенными потребностями человеческого общества. Чтобы ответить на вопросы, как и где возникли политические феномены, какие условия и чьи потребности опосредствовали их появление, что выступает интегрирующим фактором и краеугольным камнем политической системы, необходимо выявить и обосновать соответствующие критерии.
Критерии возникновения, функционирования и развития политической системы должны отвечать необходимым методологическим требованиям. Прежде всего, они должны иметь объективный (или более объективный) характер по отношению к системе или ее составляющим. Они должны выступать в виде оснований интегрирования политических явлений и обеспечивать возможность теоретического расчленения системы на элементы и компоненты, обозначать динамическую непрерывность процесса развития и фиксировать отдельные стадии этого процесса. Сложный характер политической системы обусловливает существование критериев различных уровней и видов, а накопленный арсенал научных знаний позволяет изучать их с различных методологических позиций (подходов).
Генетический подходраскрывает важное критериальное значениеобъективной обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства. Напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что они есть результати средство общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи. Иначе говоря, творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерий социального интересу раскрывает взаимосвязь политической системы и ее элементов с
какими-либо социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институциональный подходпозволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не как политические существа. Они представляют собой в этом плане этот "материал", из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами — общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности "политическое" закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает r виде гражданина, депутата, члена партии, организации.
Системныйподход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
Конкретно-историческийподход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и формы собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка), временные и пространственные (исторический промежуток времени, пределы территории) критерии.
Субстанциональный(сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия "субстанция" в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой белок, в политической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а в качестве механизма ее осуществления — политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.
Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование. Наша задача в данном случае — выбрать нужные критерии и применить их к процессам исторических изменениях политических явлений, с тем чтобы выявить их направленность, закономерности и вехи развития, правильно отразить политическую действительность в теоретических понятиях.