Процесс реэвакуации населения как основная тенденция послевоенного десятилетия
Вопрос о реэвакуации является до сих пор слабо изученным и представлен в единичных исследованиях. Исследователи Л.И. Снегирева и Т.А. Сафонова в своей работе отмечали, что реэвакуация проходила в несколько этапов, три из них были в период Великой Отечественной войны, а последний, четвертый приходится на послевоенные действия, которое является важным для нашего исследования.
Многие меры по реэвакуации не могли быть решены без четкого планирования со стороны государства, учитывая опыт эвакуации во время войны в 1941 – 1942 годов: многие объекты промышленности и научные и партийные центры вывозились из прифронтовой зоны, спасенные предприятия нужно было возвращать, чтобы продолжать из дальнейшее укрепление и развитие, но для этого нужно было отзывать и эвакуированных людей, чтобы пополнять производство кадрами.
Из выше сказанного отметим, что наряду с военнослужащими, прибывшими с войны, возникали проблемы с трудоустройством и выплатой пособий у реэвакуированных граждан. Ведь в это тяжелое время нужны были для предприятий много работников, и работы хватало каждому: нужно было восстанавливать народное хозяйство.
Необходимо дать определение слову «реэвакуация», что означает миграционный процесс в рамках одной страны, период возвращения населения из одного или нескольких районов страны на прежние места жительства, в условиях которой ничто не угрожает жизни и безопасности людей. Реэвакуация считается важной тенденцией в послевоенное десятилетие страны, последний этап которой начался после окончания военных действий.
В связи с этим, нужно отметить важнейшее отличие реэвакуации от эвакуации: во – первых транспорт, как во время войны, не подвергался постоянным обстрелам и бомбежкам со стороны врага, во – вторых, время на эвакуацию было ограничено, пропускаемость в сутки эшелонов была наименьшей, нежели при реэвакуации, некоторые железнодорожные пути удалось за краткий промежуток времени восстановить , наконец, опыт по эвакуации со стороны органов власти и планированию государства был накоплен – все это не могло не сказаться на процессах реэвакуации.
В основном процессы эвакуации и реэвакуации значительно мало отличались; осуществление проходило в следующем порядке: сначала реэвакуировали, согласно учету эвакуированных, ценности, эвакуированные предприятия и заводы, и весь состав рабочих, которые получали на месте свой расчёт за выполненную работу на производстве в эвакуации, партийное руководство и всю номенклатуру, а затем остальное гражданское население.
Нужно отметить, что реэвакуация происходила в несколько этапов, что усложняло эту процедуру: прежде, чем выехать с территории временного проживания на постоянное место жительства, нужно: во – первых, чтобы местные органы написали распоряжение об отзыве населения страны, во – вторых, гражданину приходило идти в органы НКВД по месту временного пребывания, где ему выдавали пропуск, по которому он мог выехать из данного района, а затем выделялся общественный транспорт, который мог доставить людей до пункта погрузки и все имущество, перевезенное во время эвакуации, затем органы, отвечающие за транспортные пути и Советы по эвакуации, вынуждены были согласовывать свои дальнейшие действия, чтобы перевезти людей по их места жительства. Наконец, формировались специальные эшелоны, которые должны были перевезти эвакогрузы, эваконаселение и эвакоценности. Каждый такой эшелон по распоряжению органов местного самоуправления – райкомов, обкомов и крайкомов – должен был пройти санитарную обработку и сопровождался работниками медицинского обслуживания на случай предупреждения заболеваний и эпидемий среди эвакуированных людей.
В статье «Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942–1945 годы)» отмечается следующий факт о реэвакуации:
«При отправки до 300 человек – 1 медсестра, до 500 – 1 фельдшер, до 1000 – 1 врач и 1 медсестра, свыше 1000 – 1 врач и 2 медсестры»[19].
Из выше сказанного можно выделить, что огромная ответственность ложилась на работников медицинского труда, которые были обязаны своевременно оказать необходимую первую помощь и направить, если человека нужно было госпитализировать, в лечебное учреждение. Помимо здорового населения, приходилось реэвакуировать и детей и стариков, многие из которых требуют наблюдения со стороны врачей в связи с высокой заболеваемостью.
Смена процессов эвакуации и реэвакуации происходила поочередно в связи со сменой обстановки на фронтах и приводило к тому, что при переезде на людей влияли природно–климатические и антисанитарные условия, что не могло не вызывать у них заболевания и эпидемии, поэтому стоит строго подчеркивать роль медико – санитарного обслуживания, оказывающего при необходимости первую помощь.
Перевозка людей до постоянного места жительства осуществлялась за счет финансирования Переселенческого управления, которое подчинялось Совнаркому Советского Союза: медикаменты и услуги медиков стоили очень дорого. Благодаря организованной деятельности Переселенческого управления и исполкомов по оплате железнодорожных услуг, начальники эшелона и старшие по вагонам обеспечивали возможность быстрого передвижения состава, избегая лишних простоев для экономии времени, выплачивалось людям деньги, которые могли быть потрачены на нужды в ходе реэвакуации.
При прибытии из эвакуации людям предоставлялись льготы и социальное пособие, согласно постановлению от 23 ноября 1931 года «О компенсациях и гарантиях при переводе и направлении на работу в другие местности». Многие люди были экономически и социально защищены благодаря этому закону, облегчая процедуру устройства на работу. Из-за высокой дифференциации на рабочих предприятиях пособие выплачивалось в разных количествах, которое колебалось в пределах от 1.2 до 2.5 тысяч рублей.
Главным недостатком было то, что выплата материальных пособий и поддержка осуществлялась не всем в равной мере: наименьшую помощь осуществляли людям из сельской местности, которые жили в колхозах. Такая помощь выражалась не только в денежном варианте, но и в натуральном виде, что из себя представляло трудодни. Перевозка продуктов питания осуществлялась в ограниченном количестве, так как пункты приема не могли это принимать без ограничений.
Также возникали трудности реэвакуации с ограничением въезда в разрушенные города, потому что многие жилища были разрушены в ходе войны немцами. Было принято распоряжение впускать туда только промышленных рабочих, которые нужны были после войны для восстановления жилищно-коммунального фонда по всему району.
В ходе реэвакуации и переучета эвакуированных, численность жителей и гостей Западной Сибири и Урала резко сократилось, что непременно нанесло ощутимый удар по промышленности и сельскому хозяйству. В первую очередь выезжали люди на прежнее место жительства крупных городов республик – это были жители Москвы и Московской области, Ленинграда, который пострадал в ходе блокады и численность которого была резко сокращена, люди туда направлялись в первую очередь не потому что нужно было восстановить промышленность, но и восстановить демографический спад в области.
Еще одним органом, ответственным за реэвакуацию являлся Отдел Совнаркома по хозяйственному устройству во главе с инспектором Л. Дмитриевым, который раньше отвечал за процесс эвакуации в ту же самую Западную Сибирь и на Урал. Целью данного органа было рассмотрение жалоб и ходатайств со стороны людей по процессу обеспечения и реэвакуации. В результате проведения таких работ с жалобами было установлено, что они были необоснованными, а местные органы власти эффективно действуют в области реэвакуации.
Возникали ли трудности в процессе реэвакуации? Непременно они возникали: главной трудностью было проведение переучета эвакуированных граждан в Западную Сибирь: это могло вызвать отток работников предприятий, которые в период эвакуации работали на заводах, фабриках, которые не хотели терять такие квалифицированные кадры и тянули в дальнейшем, не желая рассчитываться людьми за их работу на предприятиях, заводах и фабриках.
Также были трудности и проблемы, связанные с тем, что местные власти не хотели учитывать желания населения о скором возврате на прежнее место жительства, игнорируя это и создавая препятствия: главной трудностью было не предоставление транспорта, который мог бы перевезти людей с их имуществом на Родину, многим приходилось, вопреки всему, добираться домой самовольно, на свои деньги. Были сложности и с оформлением документов и пропусков, которые оформляли по несколько раз неправильно.
В итоги это привело к тому, что властям приходилось учитывать чаяния и жалобы людей, не имея возможности более задерживать, исправляя свои ошибки: своевременная подача транспорта и исправление документов, которые были ранее не правильно составлены, чтобы упорядочить свою деятельность по обеспечению и реэвакуации, разъясняя порядок для людей.
К концу великой Отечественной войны реэвакуация населения стала подходить к концу: значительная часть населения, эвакуированного в Западную Сибирь, осталась в районе Кузбасса, где во время войны было сконцентрированы основные отрасли промышленности. Этот район был стратегически важным для Советской Армии, где производилась добыча основных топливных ресурсов, обеспечивающих всю страну.
На заключительном, послевоенном этапе реэвакуации – задача органами власти по реэвакуационным мерам успешно выполненной: основная масса населения была перевезена на постоянное место жительства, на территории Западной Сибири осталось 0.5 % населения от общей массы эвакуированных.
Таким образом, делая краткий вывод, нужно отметить, что последний этап реэвакуации имел общие черты с процессами эвакуации: во – первых, полномочия по реэвакуации выполняли те же органы, которые эвакуировали людей, во – вторых, было обязательным сопровождение людей со стороны медико– санитарной службы, обеспечение всевозможными медикаментами, оказание первой необходимой помощи, действия по предупреждению эпидемий и заболеваний; в – третьих, обеспечение со стороны Транспортного управления и Отдела путей сообщения беспрепятственного прохождения эшелонов с людьми, избегая простоев и аварийных ситуаций; в – четвертых, финансирование со стороны местных властей по обеспечению людей всем необходимыми средствами для удовлетворения нужд: еда, средства гигиены; наконец, учитывался опыт планирования и проведения мероприятий по реэвакуации, учитывая жалобы и чаяния людей.
Также имелись различия в процессе реэвакуации (кратко резюмирую): во - первых, данное явление проходило в послевоенный период, время на осуществление реэвакуации уходило больше, не приходилось проводить в условиях постоянных обстрелов и бомбежек со стороны врага; во – вторых, стоит отметить, что военным событиям всегда сопутствуют периоды эпидемий и массового повала людей от нее, а в период реэвакуации этого удалось избежать, пройдя с малыми потерями людей; наконец, местные органы не хотели отпускать людей на родину, задерживая оформление документов и выплаты расчета за работу в эвакуации, стремясь их удержать на производстве немногое время, а также с уездом населения региону грозил демографический спад, «яма».
Итак, делая общий вывод по данной главе, отметим, что у людей, вернувшихся с войны и прибывших с эвакуации, возникали определенные трудности в устройстве мирной жизни: выплата пособий, низкая заработная плата, не зафиксированная в первые годы мирной жизни, разрушение жилищного фонда, приводили к важнейшим последствиям: многим людям приходилось проживать полуголодную жизнь, восстанавливать жилье, местные органы власти осуществляли помощь для «сохранения человека» спустя рукава в одних районах страны, в других регионах страны – они стремились упорядочить свою деятельность, работая эффективно по линии поддержки.