Содержательный модуль і. устойчивое развитие (ур) как новая системная парадигма последнего десятилетия хх ст. и первого десятилетия ххі ст. понятие и теоретические основы

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Им. МИХАИЛА ТУГАН - БАРАНОВСКОГО

Кафедра прикладной экономики

Т. Б. Хлевицкая

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Донецк – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ І. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ (УР) КАК НОВАЯ СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ СТ. И ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХІ СТ. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ... 7

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 7

ТЕМА 2. МОНИТОРИНГ И ПОКАЗАТЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 19

ТЕМА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСНОВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПОНЯТИЮ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. 47

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ІІ. ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ КАК НОВАЯ СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ СТ. И ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХІ СТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 67

ТЕМА 4.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В БИОСФЕРЕ. 67

ТЕМА 5. ОГРАНИЧЕНИЯ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОЙ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 98

ТЕМА 6. МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 118

ТЕМА 7.СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 162

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ІІІ. ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ НОВЕЙШЕЙ ПАРАДИГМЫ (НП) УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (УР) НАЧАЛА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХІ в. 174

1. ФИЛОСОФСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ НП УР НАЧАЛА ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХІ в.. 174

2.КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ.. 200

3. ЧЕЛОВЕК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТИЦА ВСЕЛЕННОЙ.. 208

4. ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ И УР. 221

5. КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗНАНИЯ И РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ - ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ УР. 224

6. МОРАЛЬ И ЭТИКА - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАЗРАБОТЧИКОВ СТРАТЕГИЙ УР. 236

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 258

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ.. 261

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.. 263

ПЕРСОНАЛИИ.. 280

ВВЕДЕНИЕ

За последние 50 лет условия существования человека заметно ухудшились. И эта тенденция лишь нарастает. Чтобы доказать, что человечество ожидает экологическая катастрофа, сегодня уже не нужно быть специалистом-экологом. Даже не нужно иметь высшее образование. Достаточно посмотреть и оценить, как и с какой скоростью изменились за последние сто или пятьдесят лет отдельные природные ресурсы или отдельные территории на планете Земля. Сколько было рыбы в реках и морях, ягод и грибов в лессах, цветов и бабочек на лугах, лягушек и птиц в болотах, зайцев и вторых пушных зверей и т.д. сто, пятьдесят, двадцать лет назад? Все меньше, меньше, меньше... Подобная картина характерная для большинства групп животных, растений и отдельных неживых природных ресурсов. Красная книга исчезающих и становящихся редкими видов постоянно пополняется новыми жертвами деятельности человека "разумного".

Примеры экологических катастроф в странах бывшего ССУР, как гибель Аральского моря, Чернобыльская авария, Семипалатинский полигон, деградация Беловежской пущи, загрязнение бассейна реки Волги.

Целью преподавания курса "Устойчивое развитие"(его задача) является формирование у студентов знаний, навыков и мировоззрения, необходимых для принятия решений и осуществления деятельности в рамках устойчивого развития.

«Характерным признаком прошлого века было неудержимое стремление человечества к обеспечению экономического и технологического развития. Успех измерялся преимущественно ростом валового внутреннего продукта. Считалось, что это автоматически приведет к благосостоянию и значительному повышению уровня жизни людей.

Блестящая внешность прогресса почти всегда обеспечивалась за счет беспощадной эксплуатации и обеднения окружающей среды, экспансии «закона джунглей» — кто сильнее, тот и выживет. В сущности, такие неотделимые сферы, как экономика, окружающая среда и общественные институты, функционировали изолированно друг от друга. Начала разрушаться сама естественная основа существования и внутреннего мира человека. Общество такого типа фактически жило за счет будущих поколений. Как следствие — в начале ХХI века мир столкнулся с глобальными экологическими проблемами, голодом и обнищанием большинства населения земного шара, деградацией морали, ростом региональных и межэтнических конфликтов, терроризмом.

Эти обстоятельства вынудили прогрессивную международную общественность и известные негосударственные международные организации, такие как Римский клуб (с его знаменитым трудом «Пределы роста»), Международный институт прикладного системного анализа (IIASA, Лаксембург, Австрия), Международная федерация институтов перспективных исследований и другие, по-новому подойти к преодолению указанных глобальных проблем. Этот подход получил название — концепция устойчивого развития (sustainable development). Он в значительной степени стал продолжением концепции ноосферы, сформулированной академиком В.Вернадским еще в первой половине ХХ века. Суть его состоит в обязательной согласованности экономического, экологического и человеческого развития таким образом, чтобы от поколения к поколению не уменьшались качество и безопасность жизни людей, не ухудшалось состояние окружающей среды и происходил социальный прогресс, учитывающий потребности каждого человека.

Для Украины, находящейся в поиске своего пути, очень важно не сделать принципиальных ошибок. Риск состоит в том, что значительно легче отдать предпочтение успешному «шаблону», в частности внешне привлекательному экономическому развитию, без учета в единой, целостной модели экологической и социальной сфер. Тем более что воплощение концепции устойчивого развития не будет гарантировать быстрого роста благосостояния людей, а будет требовать напряженной работы и консолидированных усилий политиков, управленцев, ученых и всего прогрессивного населения Украины. Еще одним условием устойчивого развития является политическая воля со стороны высшего руководства государства, чтобы пойти по трудному, но единственно правильному пути.

Теория и практика свидетельствуют, что на рубеже веков учение В.Вернадского о ноосфере оказалось необходимой платформой для выработки триединой концепции устойчивого эколого-социально-экономического развития. Обобщение этой концепции было сделано на всемирных саммитах ООН в 1992-м и 2002 годах, в которых приняли участие более 180 стран мира, многие международные организации и ведущие ученые. Таким образом, новая концепция системно объединила три главных компонента устойчивого развития общества: экономический, природоохранный и социальный.

Экономический подход состоит в оптимальном использовании ограниченных ресурсов и применении природо- , энерго- и материалосберегающих технологий для создания потока совокупного дохода, который обеспечивал бы по крайней мере сохранение (не уменьшение) совокупного капитала (физического естественного или человеческого), с использованием которого этот совокупный доход создается. Вместе с тем переход к информационному обществу приводит к изменению структуры совокупного капитала в пользу человеческого, укрупняя нематериальные потоки финансов, информации и интеллектуальной собственности. Уже сейчас эти потоки превышают объемы перемещения материальных товаров в семь раз [ru.wikipedia.org]. Развитие новой, «невесомой» экономики (экономики знаний) стимулируется не только дефицитом природных ресурсов, но и ростом объемов информации и знаний, приобретающих значение затребованного товара.

С точки зрения экологии, устойчивое развитие должно обеспечить целостность биологических и физических природных систем, их жизнеспособность, от этого зависит глобальная стабильность всей биосферы. Особое значение приобретает способность таких систем самовозобновляться и адаптироваться к разнообразным изменениям, вместо сохранения в определенном статическом состоянии или деградации и потери биологического разнообразия.

Социальная составляющая сориентирована на человеческое развитие, на сохранение стабильности общественных и культурных систем, на уменьшение количества конфликтов в обществе. Человек должен стать не объектом, а субъектом развития. Он должен принимать участие в процессах формирования своей жизнедеятельности, принятии и реализации решений, контроле за их выполнением. Важное значение для обеспечения этих условий имеют справедливое распределение благ между людьми (уменьшение так называемого GINI-индекса), плюрализм мнений и толерантность в отношениях между ними, сохранение культурного капитала и его разнообразие, прежде всего наследия недоминирующих культур.

Системное согласование и сбалансирование этих трех составляющих — задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при распределении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду. Решение этих задач — главный вызов сегодняшнего дня для национальных правительств, авторитетных международных организаций и всех прогрессивных людей мира».

Михаил ЗГУРОВСКИЙ - ректор НТУУ «КПИ», академик НАН Украины

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ І. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ (УР) КАК НОВАЯ СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ СТ. И ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХІ СТ. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Наши рекомендации