Материал для повторения. Ø Основная тенденция дошкольного возраста выра­жается в возникновении

Ø Основная тенденция дошкольного возраста выра­жается в возникновении стремления ребенка быть как взрослый. Потребность быть как взрослый удов­летворяется в сюжетно-ролевой игре − наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваи­вает на протяжении дошкольного возраста. Основ­ная характеристика игры − наличие воображаемой ситуации.

Ø Специфичными для дошкольного возра­ста являются продуктивные (изобразительные) виды деятельности − рисование, конструирование, ап­пликация, лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни.

Ø В дошкольном возрасте развиваются эле­менты трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Эле­менты учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять его инструкции, действовать по образцу и по прави­лу, в осознании способов выполнения действий.

Ø Ведущими мотивами общения становятся познавательный и личностный мотивы. Ребенок обращается ко взрослому как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отноше­ниях и о самом себе.

Ø Важную роль в жизни ребенка-дошкольника иг­рает сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная де­ятельность. Общение со сверстником − это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку позна­вать себя.

Ø Типичными мотивами поведения дошкольников являются стремление быть как взрослый, желание установить положительные отношения со взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения, познаватель­ные мотивы. В дошкольном возрасте уже форми­руется система мотивов, и на первый план начинают выдвигаться мотивы более высокого порядка − со­циально−опосредованные.

Ø Усложнение видов деятельности и общения, рас­ширение круга общения приводят к формированию самосознания. У ребенка складывается устойчивое положительное отношение к себе, опре­деляемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее.

Ø В дошкольном возрасте складываются механиз­мы управления своим поведением: усвоение и при­менение норм и правил поведения, соподчинение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидеть последствия поступков. Однако эти пси­хологические образования еще не выполняют в пол­ной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям-дошкольникам приписывается недо­статочность волевого развития.

Ø В дошкольном возрасте ребенок усваи­вает сенсорные эталоны, через которые воспринима­ет предметы, их свойства, что позволяет целена­правленно и произвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребе­нок устанавливает связи и отношения между пред­метами на основе непосредственных впечатлений.

Ø Использование общественно вырабо­танных средств для установления связей и отноше­ний между предметами, усвоение элементарных по­нятий позволяет ребенку перейти к опосредованному познанию окружающего мира. Опосредованность по­зволяет ребенку произвольно познавать окружающий мир. Одна из основных линий развития позна­вательных процессов в дошкольном возрасте − пере­ход от непроизвольных психических процессов к произвольным.

Ø В дошкольном возрасте развиваются все функции и виды речи. Номинативная функция речи отобра­жает конкретно-образный характер мышления ре­бенка, он еще не может отделить название предмета от его свойств. Эгоцентрическая речь, выполняющая планирующую функцию, переходит во внутренний план и становится внутренней речью. Коммуника­тивную функцию выполняет контекстная и ситуа­тивная речь, а также объяснительная речь. Речь приобретает черты произвольности, ребе­нок использует ее в зависимости от задач общения.

Ø Формирование внутренней позиции, в том числе и по отношению к школьному обучению, направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познанию знаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально-волевого развития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.

Проблемно-дискуссионные вопросы:

1. Объясните, в чем генетическое сходство игры и продуктивных видов деятельности, игры и детского труда. Обратите внимание на мотивы и цели данных видов деятельности, систему действий и операций.

2. Приведите примеры ситуаций, в которых дошкольник демонстрирует свое неумение отличать учебные задачи от практических.

3. Как вы объясните феномен расхождения нравственного сознания и нравственного поведения в дошкольном возрасте?

4. Какую роль играет развитие самооценки дошкольника в становлении его способности управлять собой?

5. Как можно объяснить, опираясь на знания возрастных особенностей детей, проявление у дошкольников отрицательных черт поведения? Воспользуйтесь знаниями о типичных мотивах поведения детей, о характеристиках их самооценки, о недостаточности волевого развития.

6. Объясните существование в мышлении детей феноменов, описанных Ж. Пиаже, с точки зрения развития видов мышления в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 2

УЧЕБНИКИ

1 Венгер, Л. А. Психология : учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1988. – 335 с.

2 Детская психология : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» / Я. Л. Коломинский [и др.] ; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А.Панько. – Минск : Университетское, 1988. – 398 с.

3 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – 7-е межд. изд. – СПб. : Питер, М., Харьков, Минск, 2000. – 992 с.

4 Мухина, В. С. Детская психология : учеб. пособие для уч-ся ин-тов / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с. – (Серия «Мир психологии»).

5 Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб ; пер. с англ. – 8-е межд. изд. – СПб. : Питер, 2002. – 640 с.

6 Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология» / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

7 Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для вузов по направлению и психол. спец. / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 384 с.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Галигузова, Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : ИНТОР, 1996. – 160 с.

2 Галигузова, Л. Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 46–53.

3 Годовикова, Д. Формирование познавательной активности / Д. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1 – С. 28–32.

4 Гуськова, Г. В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет / Г. В. Гуськова, М. Г. Елагина // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. : Моск. Псих.-соц. ин-т, 2005. – С. 556–562.

5 Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О. М. Дьяченко // Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для сред. пед учеб. завед. / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2000. – С. 144–148.

6 Карпова, С. Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы / С. Н. Карпова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 220–226.

7 Логинова, В. И. Особенности развития деятельности наблюдения у детей третьего года жизни / В. И. Логинова, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова / Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для сред. пед учеб. завед. / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2000. – С. 123–128.

8 Люблинская, А .А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А. А. Люблинская // Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для сред. пед учеб. завед. / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2000. – С. 90–106.

9 Мещерякова, С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка / С. Ю. Мещерякова // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1991. – С. 48–53.

10 Мир детства : Дошкольник / В. Н. Аванесова [и др.] ; под ред. А. Г. Хрипковой [и др.]. – 2-е изд., доп. – М. : Педагогика, 1987. – 255 с. – (Б-ка для родителей).

11 Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте / С. Л. Новоселова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 183–189.

12 Палагина, Н. Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике / Н. Н. Палагина // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 69–73.

13 Рошка, Г. Что и почему запоминает ребенок / Г. Рошка // Дошкольное воспитание. – 1986. – № 3. – С. 30–32.

14 Селли, Дж. Маленький рисовальщик / Дж. Селли // Психология дошкольника : хрестоматия : учеб. пособие для сред. пед учеб. завед. / Сост. Г. А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2000. – С. 297–299.

15 Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Давыдов ; АПН СССР. – М. : Педагогика, 1989. – С. 130–141, 326–350.

16 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – С. 158–168.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Понятие о развитии
1.2 Развитие психики
1.3 Развитие психики человека
1.4 Психическое развитие человека как овладение общественно-историческим опытом  
1.5 Общие закономерности психического развития
1.6 Деятельность и общение в процессе психического развития  
1.7 Периодизация психического развития
2 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ  
2.1 Схема анализа развития ребенка в каждом возрастном периоде
2.2 Психическое развитие ребенка в младенчестве
2.3 Психическое развитие ребенка в раннем возрасте
2.4 Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Учебное издание

Валитова Ирина Евгеньевна, Бирюкевич Елена Александровна

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

по курсу «Детская психология»

для студентов, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Социальная работа»

Редактор: Лысюк Л. Г.

Наши рекомендации