Основные модели государственного регулирования экономики
Степень огосударствления производства и внешнеторговых ограничений | |||
Высокая | Низкая | ||
Объем производства общественных благ и трансфертов | Высокий | Социалистическая | Скандинавская |
Низкий | Латиноамериканская | Либеральная |
Представлены четыре «крайние» модели государственного хозяйства — «социалистическая», характеризующаяся высокой долей государственной собственности и существенными объемами перераспределения; «скандинавская» модель (иногда называемая государством всеобщего благосостояния); «латиноамериканская» модель (основанная на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем росте) и «либеральная» модель. Последняя модель к концу XX века стала исключительно редкой и в более или менее чистом виде представлена лишь в двух государствах - Гонконге и Сингапуре.
Большинство стран с рыночной экономикой лишь тяготеют к тому или иному полюсу, но в целом занимают промежуточное положение. Подобная классификация является упрощенной и поэтому не учитывает ряд более специфических моделей, реализованных в отдельных странах (например, израильскую или югославскую).
Сложно представить более наглядно все разнообразие институциональных условий и целей экономической политики государств, чем сравнивая практически полярные системы государственного регулирования рыночной экономики, реализованные в Гонконге, Бразилии и в Швеции. Первая является одним из воплощений предельно либеральной модели государственной экономической политики, вторая - образцом форсированной индустриализации за высокими внешнеторговыми барьерами, а третья – одной из наиболее «огосударствленных» среди рыночных экономик.
Успехи Гонконга во многом определялись экономической политикой. Гонконгская модель, основные элементы которой остались в силе и после объединения с Китаем, основывается на принципе невмешательства в работу рынка. Внешняя торговля полностью освобождена от пошлин и валютного контроля. Правительство Гонконга воздерживается от какой-либо промышленной или структурной политики: ни бюджетные субсидии, ни льготный режим налогообложения не применяется для поощрения перспективных отраслей хозяйства. Система социальной защиты проста и адресована лишь самым малоимущим и обездоленным. Политика на рынке труда направлена на переобучение, система пособий по безработице практически отсутствует. Доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, не превышает 20% и является одной из самых низких среди стран-членов ОЭСР.
Вместе с тем, неверно было бы считать Гонконг бастионом «чистого капитализма». Государство сосредоточилось на тех «провалах рынка», которые оно считает наиболее опасными. В Гонконге при острой ограниченности земли таким несовершенным рынком оказался рынок жилья. Поэтому значительную долю жилищного фонда составляют государственные дома, строительство которых финансируется из бюджета. Кроме того, государство финансирует крупные инвестиционные проекты, обеспечивающие развитие инфраструктуры в соответствии с развитием города.
Полную противоположность Гонконгу представляет собой Швеция, где доля государственных расходов в ВВП выше более чем в три раза и достигает 65%. Налоговая система в Швеции является одной из самых сложных, ставки налогов – очень высокими, а налоговая служба — высокоэффективной. Шведская экономика — одна из самых открытых в Европе: уровень экспорта по отношению к ВВП составляет 32%. Государство проводит гибкую политику валютного курса, руководствуясь соображениями конкурентоспособности экспорта. Большая часть государственных расходов направляется на социальную поддержку широких слоев населения.
Ни одно из предприятий, производящих рыночные блага, не находится в государственной собственности (за исключением железных дорог и пассажирских авиаперевозок). Конституция запрещает органам власти любого уровня организовывать производство рыночных благ или субсидировать частные фирмы. Однако доля общественных благ (образование, здравоохранение и т.д.), производимых в основном государством, в ВВП — одна из самых высоких в мире и достигает 25%. Еще 25% ВВП составляют трансферты.
Ярким примером реализации латиноамериканской модели государственного сектора является Бразилия. Она представляет собой полную противоположность Швеции в отношении трансфертов и социальной сферы, а Гонконгу – с точки зрения «открытости» торгового режима. Доля трансфертов в ВВП составляла лишь около 5%, а доля экспорта в ВВП 13%. За этими внешними отличиями скрываются принципиальные особенности этой модели взаимоотношений государства и рынка. В рамках бразильской модели государство играет очень существенную роль в инвестиционном процессе. Многие современные производства создаются и управляются государством. Главный импульс ускоренного экономического роста исходит именно от государственных предприятий. В то же время государство сравнительно слабо вовлечено в производство традиционных общественных благ: доля государственных расходов на социальную сферу (образование и здравоохранение) никогда не превышала 7% ВВП. В результате распределение доходов в Бразилии отличается крайним неравенством.