Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru   Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэконо­мического равновесия между совокуп­ным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета.   Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие.

категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит

Государственный бюджет

Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет — это основной финансовый план го­сударства, который по материальному содержанию есть централи­зованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.

Обычно государственный бюджет составляется на один год, однако в бюджетной практике известны квартальные, полугодо­вые, двух- и трехлетние бюджеты.

Бюджетный год совпадает с календарным, но может начи­наться с 1 апреля, 1 июля, 1 октября.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимает­ся представительным органом власти (парламентом) страны, ут­верждается главой государства и публикуется в форме бюджетно­го закона. Наряду с гласностью бюджет должен отвечать принци­пам единства, полноты и реальности.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их ис­пользование для удовлетворения государственных нужд — и по­тому тесно взаимодействует с понятиями «государственные дохо­ды» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru Основные функцииГосударственный бюджет выполняет

государственного следующие основные функции:

бюджета —перераспределение национальногодохода;

— государственное регулирование и стимулирование экономики;

— стимулирование научно-технического прогресса;

— финансовое обеспечение социальной политики;

— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственно­го бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж. Кейнс,сформулировавший теорию государственных финансов, представ­ляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Свой вклад в разработку теоретической системы Дж. Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, А. Лернер, Р. Масгрейв, Г. Эк-кли, У. Хеллер, Дж. Пекман и др.

Теория Дж. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюд­жета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования эко­номики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государствен­ного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике. При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна была сдерживать спрос путем повышения на­логов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли со­храняться для стимулирования экономики и достижения наи­больших темпов роста и при растущем производстве. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику в развитых странах достигают 20—25% общей суммы расходов государственных бюд­жетов.

Стимулирование НТП

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru Одна из важнейших функций государст­венного бюджета — стимулирование на­учно-технического прогресса. Этой цели отвечает прямое бюджетное финансирование приоритетных про­грамм.

С одной стороны, государственное финансирование научных исследований стало объективно необходимым вследствие ряда причин. Во-первых, для осуществления крупных комплексных научно-технических и экономических проектов, таких, как «Аполлон» (позволившего высадить человека на Луну), потребо­валась мобилизация значительных финансовых ресурсов. Расхо­ды на его реализацию составили 26 млрд. долл. Ни один из круп­нейших концернов США да и мира не смог бы самостоятельно осу­ществить подобный проект. Без государственного финансирова­ния, поддержки и организационных мероприятий со стороны го­сударства оказалось бы невозможным осуществление многих на­учно-технических программ. Во-вторых, реализация современ­ных проектов требует совместных под эгидой государства усилий промышленности и основных научно-исследовательских цент­ров; в-третьих, научно-техническая революция поставила вопрос подготовки в широких масштабах научных и технических кад­ров, и государство берет на себя расходы, связанные с образовани­ем. Наконец, в-четвертых, очень часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем.

С другой стороны, государственное финансирование научных исследований и разработок нисколько не противоречит интересам финансово-промышленных групп, поскольку позволяет им получать высокие прибыли на основе контрактной системы взаимоот­ношений с государством.

Неуклонный рост доли валового внутреннего продукта, иду­щего на финансирование НИОКР в развитых странах, отражает возрастающее значение научно-технического прогресса в общест­венном воспроизводстве и степень внимания современного обще­ства к научным исследованиям и разработкам.

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru Социальные Бюджетные расходы играют главную роль и несут

программы основную нагрузку в претворении в жизнь довольно широкого спектра социальных программ, осуществляющихся в развитых странах. В США, Германии, Великобритании и Франции насчитываются десятки таких программ. В XIX в. пионером в деле социальной защиты выступила Германия, что объясняется наличием в ней мощного социал-демократического движения. Затем системы социальной защиты получили дальнейшее развитие, превратившись в настоящее время в постоянный механизм социального обеспечения.

Постоянная забота о трудящемся, безработном или больном человеке, лежащая в основе деятельности государства в социаль­ной сфере, существовала в общественном сознании давно. У исто­ков программ социальной защиты стояли С. Милль, Д. Бентам. Однако возможности материализовать намерение помочь человеку в случаях безработицы, болезни или в престарелом возрасте появи­лись только в XX в. При этом результаты не замедлили сказаться.

Так, благодаря высокоразвитой медицине, ее достижениям, усилению заботы о здоровье граждан со стороны государства сред­няя продолжительность жизни в США значительно увеличилась в XX столетии. По данным журнала «Ньюсуик», средняя продолжи­тельность жизни мужчин и женщин в США в 1900 г. составляла соответственно 46,3 и 48,3 года, в 1950-м — 65,6 и 71,1, в 1960-м — 66,6 и 73,1, в 1970-м ~- 67,1 и 74,7, в 1980-м — 70,0 и 77,4, в 1990-м — 71,8 и 78,8, в 2000-м — 72,1 и 78,9.

При анализе структуры государственных расходов развитых стран, прежде всего США, в 1950—2000 гг. четко прослеживает­ся взаимосвязь военных (и связанных с ними затрат) и социаль­ных расходов.

Резкое увеличение ассигнований на социальные нужды в 50-е годы наблюдалось по программе «Социальное обеспечение». Финансирование с 1966 г. программы «Медикэр» (оказание медицинской помощи гражданам США старше 65 лет и инвалидам, выплачивавшим в течение трудовой деятельности федеральный страховой налог), рост затрат на здравоохранение, образование, профессионально-техническое обучение, повышение занятости, страхование дохода представляет собой социально ориентирован­ную политику руководства страны и сыграло решающую роль в формировании структуры бюджета и значительном увеличении его расходной части. Фактически 50-е годы XX столетия означа­ли крупную перестройку всей структуры расходов федерального бюджета США в послевоенный период.

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru Расходы Расходы государственных бюджетов развитых стран государственного можно разделить на группы, отражающие национальные

Бюджетаприоритеты и последовательность выде­ления бюджетных ассигнований:

1) военные и внешнеполитические расходы;

2) социально-экономические расходы;

3) расходы на государственное управление и охрану правопо­рядка;

4) проценты по государственному долгу.

С начала XX в. основная тенденция в области расходов госу­дарственного бюджета — постоянное их увеличение. Так, за 100 лет государственные федеральные расходы США выросли с 525 млн. долл. в 1901 г. до 1 835 033 млн. в 2001-м, или в 3495 раз. В 2005 году правительство США планирует израсходо­вать более 2 трлн. долл.

Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в несколько раз. После войны расходы незначительно снижаются, а затем начинается их дальнейший рост. В США, Великобритании, Германии, Франции рост государ­ственных расходов во второй половине XX столетия во многом объяснялся милитаризацией экономики, «холодной войной», противостоянием двух систем.

В течение всего послевоенного периода ассигнования на на­циональную оборону занимали первое место среди расходных ста­тей федерального бюджета США. При этом в 60-е годы в связи с войной во Вьетнаме был достигнут апогей: военные расходы со­ставили более 50% всех правительственных ассигнований. Сни­жением удельного веса в федеральном бюджете и ВВП расходов на национальную оборону характеризуются 90-е годы. При этом впервые за всю послевоенную историю в 1993 г. расходы по про­грамме «Национальная оборона» уступили первенство расходам по статье «Социальное обеспечение», составив соответственно 291,1 млрд. и 304,6 млрд. долл., или 20,7 и 21,6%.

Официальная американская статистика делит 18 программ расходной части федерального бюджета США на 6 групп:

1) национальная оборона (программа «Национальная оборона»);

2) людские ресурсы (программы «Образование, профессионально-техническое обучение, занятость и социальные услуги», «Здравоохранение», «Медикэр», «Страхование дохода», «Социальное обеспечение», «Пособия и услуги ветеранам»);

3) материальные ресурсы (программы «Энергетика», «Природные ресурсы и охрана окружающей среды», «Торговля и жилищный кредит», «Транспорт», «Местное и региональное развитие»);

4) процентные платежи по государственному долгу (программа «Процентные платежи по государственному долгу»);

5) прочие функции (программы «Международные отношения», «Общая наука, космос и технология», «Сельское хозяйство», «Охрана правопорядка», «Содержание органов государственного управления»);

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru 6) нераспределенные компенсационные поступления.

«Государственная«Масштаб расходования государственных средств

квота» (называемый «государственной квотой»)» представляет собой важный макроэкономический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволя­ет сравнивать государственные расходы с ВВП. Статистические данные по ведущим западным странам показывают следующую дифференцированную картину (табл. 8.1).

Таблица 8.1.«Государственная квота» в странах ОЭСР

(совокупная сумма бюджетных расходов, % к ВВП)

Страна   Год
Швеция  
Франция
Германия
Япония
США

Конкретные цифры свидетельствуют о значительном росте данного показателя на протяжении всего XX столетия. Вместе с тем видно, что в разных странах его динамика различна. Отно­сительно низкая доля государственной активности проявляется в США, Японии, наиболее высокая — в Швеции и Франции. В среднем показатель колеблется между 35 и 50%.

Для сравнения отметим, что данный показатель в России имел иную, обратную динамику: 65% в 1992 г., 49% — в 1993-м, 48% — в 1994-м, 41% — в 1995-м, 43% — в 1996-м, 43% — в 1997-м.Объясняется это тем, что в условиях централизованной экономики (то есть до начала ее реформирования в направлении рыночного варианта) основная масса финансовых потоков прохо­дила через государственный бюджет. По мере обретения экономи­ческими субъектами самостоятельности степень активности пере­распределения финансовых потоков через бюджет стала снижать­ся. Номинально она сегодня уже ниже, чем в ряде других запад­ноевропейских стран. Одна из причин такого резкого снижения данного показателя заключается в том, что значительное количе­ство предприятий стало уходить от налогообложения. Соответст­венно, уменьшились и многие социальные выплаты, а также пла­тежи заработной платы государственным служащим из средств бюджета.

Одним из важных вопросов в экономической теории является следующий: на производство и поставку каких благ должно затра­чивать средства государство? Прежде чем ответить, следует еще раз отметить общественно-политическую идею, на которой базируется рыночная экономика. Соответствие спроса и предложения на уров­не национальной экономики в основном достигается в результате действия механизмов рынка. И лишь в случае отказа механизма рыночной системы в процесс вмешивается государство.

В более конкретном плане ответ зависит от того, о каком бла­ге идет речь: частном или общественном. Кроме того, значитель­ную роль играет наличие так называемых внешних эффектов при потреблении благ.

Внешние эффекты

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потреб­ление блага одним лицом на другие лица. Эффект может иметь ма­териальную и психологическую формы. В экономической теории, прежде всего, изучают материальную форму эффекта.

Эффекты могут иметь положительный или отрицательный характер. В первом случае потребление блага одним человеком связано с созданием положительного воздействия на окружаю­щих лиц. Во втором случае — процесс обратный.

Для частных благ нередко характерно отсутствие положитель­ных внешних эффектов. Это обусловлено тем, что в процессе по­требления полезность блага распределяется только на самого по­требителя, не затрагивая других лиц. Тем самым происходит как бы недопущение к использованию положительного эффекта тех потребителей, которые потенциально могли бы заплатить за поль­зование благом, но не сделали этого. Примеров таких множество: покупка и использование одежды, мебели, станков и т.п.

Производство подобных благ во многом берет на себя частный сектор, поскольку принцип возможности отслоения потребителей (в зависимости от оплаты) делает такое производство выгодным. Необходимости участия государства в финансировании такого производства нет.

Внешние эффекты могут приносить также негативные по­следствия для других лиц. Например, возникновение шума и за­грязнения при использовании автомобиля вредят не только само­му потребителю, но и окружающим. Приготовление пищи по­рождает серьезную проблему отходов. Нейтрализацию отрица­тельных внешних эффектов берет на себя государство, поскольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.

Что же касается общественных благ, то отрицательных внешних эффектов их потребление приносит сравнительно мало и нет необходимости их устранять. Однако общество испытывает потребность в самих общественных благах, производством кото­рых частный сектор не занимается. Причина сдержанности част­ных предпринимателей по отношению к производству данных благ следующая.

Положительные внешние эффекты при пользовании общест­венными благами распространяются на многих людей. Часто весьма сложно или чрезмерно дорого отделить одного потребите­ля (оплатившего благо) от другого (не оплатившего). Поэтому ры­ночный механизм не действует при производстве данных благ. Финансирование их производства осуществляет государство, по­скольку они нужны обществу.

Каким же образом осуществляется государством финансиро­вание производства благ и устранение отрицательных внешних эффектов? Отчасти это происходит за счет средств государственно­го бюджета. В определенных случаях (при наличии острых финан­совых проблем) государство стремится привлечь и средства част­ного сектора. Например, в связи с охраной окружающей среды го­сударство побуждает с помощью своих экономических и правовых рычагов к участию в финансировании самих субъектов, порожда­ющих данные издержки (производителей или потребителей).

Интересна при этом методика финансовых действий. Она учи­тывает то, что рыночная цена частного блага содержит лишь вну­тренние издержки и не включает внешние. Поэтому цена данного блага, сложившаяся под влиянием только рыночного механизма, оказывается на относительно низком уровне, а его предложение из-за этого — на слишком высоком. С помощью же государствен­ного налогообложения можно перевести (по крайней мере, час­тично) внешние издержки (то есть отрицательные внешние эф­фекты) во внутренние. В итоге цена на благо повысится, а спрос упадет. Автоматически уменьшается и объем внешних издержек. Собранные же путем налогообложения средства (если они не по­падают в общий государственный бюджет, а остаются на местном уровне) могут быть использованы в целях финансирования меро­приятий по улучшению окружающей среды (например, для стро­ительства очистных сооружений).

Отметим еще одно свойство, характерное для государственных расходов. Они обладают возможностью автоматического антициклического приспособления. Гибкость проявляется в данном случае в том, что во время конъюнктурного подъема происходит автоматиче­ское снижение государственных расходов, и наоборот. Наибольшим антициклическим действием обладают финансовые расходы госу­дарства по поддержанию безработных. В определенной степени это характерно и для других видов социальной помощи.

Техника такого реагирования состоит в следующем: во время высокой конъюнктуры повышаются платежи подлежащих обяза­тельному страхованию лиц (что имеет контрактивный эффект), одновременно снижаются выплаты по безработице. В период же конъюнктурного спада вместе с ростом безработицы повышаются государственные выплаты на социальную поддержку. В то же время наблюдается сокращение отчислений от получаемых дохо­дов на цели страхования. В этой реакции проявляется так называ­емый экспансивный эффект.

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru ДоходыГлавная роль в мобилизации средств в государственный

госбюджетабюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления

налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогами следует понимать обязатель­ные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридиче­скими лицами.

Налоговая система может включать два звена — государственные налоги, местные налоги, либо три звена — налоги государственные (федеральные); налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации; местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К ним относятся:

· подоходный налог с населения;

· налог на прибыль корпораций;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов госу­дарственного бюджета.

Среди других налогов в развитых странах наибольшее значе­ние имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, спиртные напитки, пиво, бензин и др.). На долю этого на­лога приходится от 30 до 50% всех косвенных налогов. НДС не применяется в США и Японии.

Государственный бюджет. категории, как нало­ги, государственные расходы, государственный кредит - student2.ru БюджетныйБюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета

над

дефицит его доходами.

На протяжении почти всех лет после Второй мировой войны в развитых странах вследствие высоких государственных расходов государственные бюджеты характеризовались хроническими бюджетными дефицитами.

Так, в США в 1983 г. дефицит федерального бюджета впервые превысил 200 млрд. долл., а в 1992-м достиг наивысшего в исто­рии страны показателя — 290,4 млрд. долл.

Природа дефицита госбюджета различна:

· Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

· Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

· Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники покрытия бюджетного дефицита — государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству умень­шения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

В современных условиях от 10 до 30% государственных рас­ходов не покрываются налогами и другими доходами и финанси­руются путем выпуска государственных займов, которые влекут за собой рост государственного долга.

Для покрытия бюджетного дефицита используются государ­ственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой огромный рост государственного долга. Государ­ственная задолженность в США превысила 5,5 трлн. долл. в 2001 г. и по оценке к 2005 г. достигнет 6,2 трлн. долл., что соста­вит 50,6% ВВП.Государственный долг Великобритании в начале XXI в. составлял более 300 млрд. ф. ст., Германии — около 800 млрд. марок, во Франции — около 4 трлн. франков.

В современных условиях от 10 до 30% государственных расхо­дов не покрываются налогами и другими доходами и финансиру­ются путем размещения государственных займов. В связи с огром­ными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, напри­мер, до 50%), что приводит к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов и удорожанию кредита.

Наши рекомендации