Экономическое развитие СССР (1922-1991 гг.)
В результате НЭПа в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень, а валовой сбор зерна превысил его на 20,7 %.
Во 2-ой пол. 20-х - сер. 30-х гг. экономическое развитие СССР определяется двумя процессами: индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства. Курс на индустриализацию был взят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 г. В первые годы индустриализации шла реконструкция и техническое перевооружение уже имевшихся фабрик и заводов. Постепенно разворачивается новое строительство (Днепрогэс, Россельмаш и др.). Характерной чертой индустриализации был упор на строительство объектов группы «А» (тяжелая индустрия), на это выделялось до 84 % всех капиталовложений в промышленность. В годы первой и второй пятилеток (1928-1937 гг.) создаются вторая угольно-металлургическая база на востоке страны (Урало-Кузбасс), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог, появляются новые отрасли: химическая, станко-, тракторо-, авиастроительная. За годы второй пятилетки в строй вступило 4,5 тыс. новых предприятий (рис. 98). В результате по объемам производства в промышленности СССР в конце 30-х годов вышел на 2 место в мире после США. Значительно возросла численность рабочего класса; полностью был вытеснен частный капитал из промышленности и оборота; исчезла безработица. Однако уже в кон. 30-х гг. темпы индустриализации замедляются – почти половина капиталовложений заморожена на незавершенных объектах, не хватает материальных ресурсов, профессионально подготовленных кадров. Существенным недостатком процесса индустриализации явилось слабое развитие легкой и пищевой промышленности, что привело к недостаточному обеспечению населения продукцией этих отраслей.
Курс на массовую коллективизацию сельского хозяйства был взят ВКП (б) в 1927 г. Были установлены жесткие сроки ее проведения, в целом по стране она должна была завершиться к концу I-ой пятилетки. Коллективизация проходила насильственным путем (рис. 99). В ходе массовой коллективизации проводилась политика раскулачивания – ликвидации кулачества как класса: имущество кулаков конфисковывалось, а сами они выселялись в Сибирь или соседние области. Середняков, не желавших вступать в колхоз, объявляли подкулачниками и тоже раскулачивали. В результате было уничтожено примерно 15% крестьянских хозяйств, которые на то время были самыми высокопродуктивными хозяйствами. Колхозы оказались низкопроизводительными, и хотя государство стремилось обеспечить их техникой, финансами, семенами, производительность труда в них оставалась невысокой из-за слабой материальной заинтересованности колхозников. Итогом коллективизации явилось резкое падение продуктивности сельского хозяйства: производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909 г., на 50 % уменьшилось поголовье окота (рис. 100). К этому добавился неурожай 1931 г. Зимой 1932-1933 гг., страну охватил голод, от которого умерло до 5 млн. чел. (рис. 101).
В СССР сложилась директивная экономика. Она характеризовалась: фактически полным огосударствлением средств производства; свернутостью товарно-денежных отношений; деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись произволом администрации); предельно жесткой централизацией в управлении и минимальной хозяйственной самостоятельностью; административно-командным фондовым распределением ресурсов и готовой продукции (рис. 102). Для директивной экономики характерно применение рычагов внеэкономического принуждения (законы о трудовой дисциплине, паспортный режим). С кон. 30-х гг. в экономике большую роль играет труд заключенных.
Изменить экономический курс страны попытался Н.С. Хрущев (рис. 103). Он первым из советских руководителей обратил внимание на нищенское положение населения страны и поставил задачу более ускоренного развития легкой промышленности и сельского хозяйства. Разрабатывалась новая аграрная политика (повышение закупочных цен, увеличение финансирования и др.). С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель (42 млн. га) (рис. 104). Начало реформ принесло обнадеживающие результаты: к 1957 г. производство сельхозпродукции увеличилось на 25 %. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Это было следствием, в частности, многочисленных поспешных преобразований: реорганизация МТС и передача техники колхозам, укрупнение колхозов и ликвидация неперспективных деревень, перевод колхозов в совхозы, свертывание личных подсобных хозяйств, «кукурузная» эпопея. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью: отменялась отраслевая система руководства, создавались совнархозы – местные органы управления промышленностью. Но реформа принесла мало положительных результатов (рис. 105). Н.С. Хрущев способствовал принятию мер по улучшению жизни населения. Регулярно повышалась зарплата, прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов, принят закон о пенсиях по возрасту, сокращена рабочая неделя, шло массовое строительство жилья.
В нач. 60-х гг. темпы экономического развития стали падать. В 1965 г. правительство проводит новую реформу. У колхозов и совхозов списывались долги, им предоставлялись кредиты, повышались закупочные цены на продукцию, вводилась гарантированная оплата труда колхозников, Более радикальные меры предпринимались в промышленности: реформа вводила некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет), предприятиям предоставлялась определенная самостоятельность, Результаты реформы оказались положительными: за VIII пятилетку (1966-1970 гг.) валовой общественный продукт вырос на 13%, промышленная продукция - на 50%. Было возведено 1900 предприятий, проложено несколько газо- и нефтепроводов из Сибири и Средней Азии в Центр. Развитие экономики страны осуществлялось через создание ТПК (территориально-производственные комплексы). В нач. 70-х гг. реформа 1965 г. постепенно была свернута министерствами. На рубеже 70-х – 80-х гг. начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Попытки перевести промышленность на интенсивные методы закончились неудачно (рис. 106). Стал сокращаться приток трудовых ресурсов, увеличивались расходы на развитие оборонных отраслей, значительно отставал научно-технический прогресс. Темпы роста экономики в нач. 80-х гг. резко упали. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Социалистическая экономика оказалась настолько неэффективной, что не могла обеспечить население страны всей необходимой продукцией. Образовался тотальный дефицит на большинство товаров широкого потребления. Для номенклатуры появились спецраспределители.
В годы «перестройки» М.С. Горбачева происходят коренные перемены в условиях развития производства и методах управления экономикой (рис. 107). Первоначально была поставлена задача ускорить социально-экономическое развитие страны, которое могло быть следствием использования достижений науки и техники, децентрализации управления, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, укрепления порядка и дисциплины. В 1987 г. была принята реформа в области экономики, главная направленность которой заключалась в переходе от Преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но несмотря на все принятые меры, кризис все больше охватывал народное хозяйство. В кон. 80-х гг. была признана необходимость развития рыночных отношений. Разрешалась индивидуальная трудовая деятельность, создание кооперативов, широкими правами наделялись предприятия, стали появляться коммерческие и кооперативные банки, расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, на селе возникли фермерские и частные крестьянские хозяйства. Но экономическая реформа не улучшила положение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства продукции, увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица, начались социальные конфликты (забастовки шахтеров). В стране появилось несколько форм собственности; это привело к появлению новых социальных групп населения.