Политическое развитие СССР (1922-1991)

В 20-е – 30-е гг. в СССР сложилась политическая система, которую сейчас называют по-разному: «сталинский социализм», «казарменный социализм», «государственный капитализм», «реализованная утопия», «тоталитарная система», «азиатский (восточный) способ производства». Но как бы не называлась эта система, она была далека от обычного демократического государства и, тем более, от идеала, нарисованного утопистами социалистического или коммунистического плана. В стране отсутствовало разделение властей на независимые ветви – законодательную, исполнительную, судебную.

По конституции 1924 г. высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами – Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР), а между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения, а Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик – по пять депутатов от каждой республики. К ведению ЦИК СССР были отнесены законотворческая деятельность, определение полномочий Президиума ЦИК СССР и СНК СССР. Президиум ЦИК как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также ЦИК и СНК союзных республик. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР.

Формируется тоталитарная система. Устанавливается жесткая централизация управления, власть сосредоточивается в руках одного человека, усиливается роль бюрократии, устанавливается всевластие партийного руководства, фактически уничтожаются основные права и свободы населения страны, общество фактически лишено всякой возможности влиять на формирование правящих кругов СССР и на выработку государственной политики. Была создана целая система принуждения и контроля – от партбюро до ГУЛАГа. Особое место в проведении репрессивной политики большевиков занимал ГУЛАГ, который включал более 50 лагерей и свыше 420 исправительных колоний для взрослых и 50 колоний для несовершеннолетних. Заинтересованность государственных структур в разрастании системы ГУЛАГа определялась тем, что заключенные, использовавшиеся на лесоповалах, строительстве каналов, заводов, железных дорог, обеспечивали дармовой труд (труд рабов), и чем масштабнее становились задачи социалистического строительства, тем больше заключенных требовалось для дешевого труда. Репрессии начались с уничтожения инакомыслящих, представителей других партий и непролетарских классов, затем затронули хозяйственных и партийных работников, командиров Красной Армии, непосредственных противников Сталина по партии. В итоге репрессивная машина перешла на простых граждан, которые, оклеветанные из зависти или злобы, по ложным доносам и обвинениям попали в число «контрреволюционеров», «вредителей», «врагов народа» и были приговорены к заключению в ГУЛАГ.

Государство по отношению к обществу (рис. 97) стало относительно самостоятельным. Произошло тотальное огосударствление всех сторон жизни, государство являлось собственником средств производства, работодателем, ему принадлежала система распределения материальных благ, оно осуществляло контроль над личностью, имело духовные, идеологические функции. Все легальные связи в обществе носили вертикальный характер, т.е. осуществлялись исключительно через властные структуры. Независимые от власти экономические, политические, культурные связи были невозможны: они жестко пресекались, считались уголовным преступлением и незамедлительно карались.

По конституции 1936 г. система общесоюзных государственных органов была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат – союза советов и союза национальностей. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

СНК СССР – высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР. СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан. СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

В Советском Союзе не было частной собственности, деления общества на классы. Не было оформленных социально-классовых интересов и отражающих их политических программ. Утверждалось, что в СССР существовали два дружеских класса – рабочие и крестьяне. Однако это условное обозначение, т.к. по своему отношению к государственной собственности, роли и месте в политической системе страны они представляли однородную массу. В недифференцированном обществе место человека в социальной структуре было жестко закреплено. Выпадение из этой системы было равносильно смерти: человек как бы исключался из системы жизнеобеспечения. Образ жизни за пределами производства стал строиться на основе производственных задач и целиком им подчинялся. Четко было определено, что можно и что нельзя. Создавались не только бригады-коммуны, но и дома-коммуны, происходила коллективизация быта. Коммунистическая идеология пропагандировала, что на первом месте стоит общество, а человек – на втором, и все свои интересы он должен был подчинять интересам коллектива. Личность коммуниста была подчинена интересам партийной корпорации, и комитет партийного контроля, персональные комиссии следили за каждым шагом члена партии. Ведущим принципом построения общества был производственный коллективизм. Общество состояло из коллективов – производственных общин, среди которых выделяется четыре типа: духовно-идеологическая (партия, комсомол и т.д.), производственная (заводы, фабрики, НИИ и т.д.), территориально-производственная сельская община (колхоз), лагерная производственная община (ГУЛАГ).

Особое место в стране занимала номенклатура, через которую осуществлялась власть вождя. Номенклатура – это правящая элита. Она распоряжалась государственной собственностью, в том числе и жизнью людей. Она была всесильной, от нее зависело, какое место человек займет в социальной структуре, в государственной системе распределения. Партийно-государственный человек не имел ничего, кроме места в номенклатуре. Потеря этого места означала превращение его в обычного человека. Поэтому номенклатура строго следила за соблюдением правил игры: она всесильна, пока сохранялся установленный порядок вещей. Численность номенклатуры была различной в разные годы: от нескольких сот тысяч в 20-30-е гг. до нескольких миллионов (18-20 млн.) чел. во времена Л.И. Брежнева.

Тоталитарная система существовала в СССР до сер. 50-х гг. После смерти Сталина она трансформируется в авторитарный режим, который приходится на середину 50-х – сер. 80-х гг. С приходом к власти в партии Н.С. Хрущева наступает период «оттепели»; она заключалась в либерализации общественной жизни (или иначе в десталинизации общества). Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву. Большое значение в либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (1956 г.), на закрытом заседании которого выступил. Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых репрессиях невинных людей и о депортации целых народов (ингуши, чеченцы, калмыки, татары Крыма, немцы Поволжья и т.д.) в 30-е – 40-е гг. Началась реабилитация репрессированных. В числе реабилитированных лиц оказались многие крупные советские, государственные и военные работники (А. Бубнов, С. Косиор, П. Постышев, М. Тухачевский и др.). Осуществлялась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Новый Устав КПСС закрепил механизм обновления партийных кадров. В 1964 г. завершается период «оттепели» и преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым. Его преобразования явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Реформы не всегда были последовательны и продуманны. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта, хотя сумели разрушить тоталитарную систему и дать возможность сформироваться авторитарному, более мягкому режиму власти. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ проводимых Н.С. Хрущевым. К осени 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершается процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились преобразования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам информации. 70-е – нач. 80-х гг. в СССР являются периодом «застоя», для которого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. По конституции 1977 г. система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Идейно-теоретической основой деятельности руководства страны была разработанная в кон. 60-х гг. концепция «развитого социализма», который трактовался как обязательный этап на пути к коммунизму. Коммунистическая перспектива не подвергалась сомнению, а существовавшие в обществе недостатки и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Для периода застоя характерно принятие правительством большого количества законов. Но между этими законами и реальной жизнью наблюдался существенный разрыв. В области теории социализма господствовал догматизм; идеологи вместо пропаганды идей коммунизма – осуществляют пропаганду достигнутого уровня социализма. В 70-х – нач. 80-х гг. интенсивно росла численность общественных организаций, но повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах продолжала оставаться под жестким партийным контролем. Начинается постепенное разложение партийно-государственного аппарата и его смыкание с теневой экономикой. В стране возникает оппозиционное движение, которое состояло из движения правозащитников и движения националистов в республиках СССР. Правозащитники (диссиденты) стремились к улучшению существующей системы (выступали за соблюдение прав человека в СССР), а позднее стали выступать за отказ от политической системы страны. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения в адрес руководителей страны, публикация литературных произведений, запрещенных в стране. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям со стороны власти. Участники националистических движений выступали за сохранение национальной самобытности, национальных традиций, позднее – за выход своих народов из состава СССР.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет «перестройку» (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика «гласности» ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать общественные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это послужило основой для формирования многопартийной системы в стране. Формированию многопартийности способствовала отмена в 1990 г. 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реабилитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Радикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы стали проводиться на альтернативной основе.

«Перестройка» М.С. Горбачева привела к следующим результатам: произошел переход от авторитарной к демократической политической системе; завершился советский период в развитии России; в декабре 1991 г.произошел распад СССР – некогда огромного многонационального государства; возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развиваются по демократическому пути.

Наши рекомендации