Особенности конкурентной политики в развитых странах. Конкурентная политика государства в Республике Беларусь
Конкурентная политика в Евросоюзе преследует 2 основные цели:
1) обеспечение условий для справедливой и свободной конкуренции в рамках общего рынка;
2) избежание злоупотреблений монопольной властью, причем не только со стороны крупных компаний, но и соответствующих злоупотреблений органами власти.
В этих странах конкурентная политика имеет следующие общие основы: а) мало распространен запрет монополий. Акцент делается на регулирование монополий и доминирующих фирм; б) при проведении отраслевой политики активно используется концепция «эффективной конкуренции» – конкуренции, которая способствует структурной перестройке экономики.
Законодательство ЕС о конкуренции запрещает картели и другие ограничительные соглашения между фирмами (например, коллективные ограничения торговли); осуждает злоупотребление доминирующим положением на рынке, предусматривает запрет слияний (как горизонтальных, так и вертикальных), которые могут создать доминирующее положение для фирмы; запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами.
Исключения допускаются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют улучшению производства, техническому и экономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР). В качестве наказания за нарушения статей – прекращение практики, противоречащей законодательству, штраф в размере до 10% общего годового оборота виновных сторон.
Наиболее жесткое антимонопольное законодательство характерно для США. Цель законодательства состоит в желании обеспечить законность проверки для ограничения экономической власти, а не содействовать экономической эффективности как таковой.
Основными антимонопольными законами являются: Акт (закон) Шермана (1890), Акт (закон) Клейтона (1914), Акт Робинсона-Патмена (1936).
Согласно законам США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:
1) незаконные как таковые. Это значит, что если в законах они названы как антиконкурентные, то суд не будет разбираться благо или вред они принесли обществу и фирма понесет наказание.
2) незаконные на основании правила разумности (духа закона). Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентных действий.
К первому виду относятся следующие антиконкурентные действия фирм: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка); договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи; неправильная информация о товаре.
Ко второму виду можно отнести такие действия как: регулирование цен в рамках вертикальных контрактов; отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы; исключительное право покупки или продажи.
Особой сферой действия отраслевой политики США является определение критериев, при которых не допускается слияние или поглощение фирм. С этой целью используется индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Альтернативным методом антитрестовской политики в США является регулирование. Оно охватывает три типа вмешательства государства в экономику на уровне отрасли:
1). Регулирование условий производства, проверки продукции, направленное на защиту здоровья или безопасности населения. Устанавливаются стандарты качества (обязательны для пищевых продуктов и лекарств), стандарты упаковки (требования маркировки: обязательное указание ингредиентов изделия), гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются на товары длительного пользования), стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции к сложным товарам) и т.д.
2) Регулирование доступа в ряд отраслей и профессий (наличие лицензий, соответствующей квалификации, опыта работы и т.д.)
3) Наблюдение и контроль в определенных отраслях, который осуществляется органами власти, учрежденными для этих целей. Такие органы могут определять допустимые уровни цен или темпы роста цен. Устанавливать максимальные маржи прибыли или доходность на вложенный капитал и (или) контролировать структуру цен на различные товары и услуги.
Конкурентная политика в Республике Беларусь определяет средства и методы контроля и ограничения существующих монополий; условия квалификации доминирующего положения на рынке; порядок антимонопольного контроля за слияниями и поглощениями и т.д. Нормы конкурентного права РБ заложены в Конституции РБ, гражданском кодексе РБ…, а также в антимонопольном законодательстве. Основу последнего составляют Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12.12.2013 (первый закон появился в 1992 г.); «О естественных монополиях» (2002 г.), Закон от 14.07.2014 «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О естественных монополиях». Антимонопольное регулирование в РБ осуществляет отдел антимонопольного регулирования Департамента ценовой политики Министерства экономики.
В РБ выделяют 3 вида монополий: государственную. естественную и искусственную. Государственная присуща сферам деятельности, которые связаны с обороной и безопасностью государства, а также заняты производством и реализацией таких товаров как оружие. ядохимикаты, ликеро-водочные, табачные изделия, драгметаллы.
К естественной монополии относят хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в следующих сферах: 1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 2) транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; 3) передача и распределение электрической и тепловой энергии; 4) централизованное водоснабжение и водоотведение; 5) услуги электрической и почтовой связи общего пользования; 6) услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; 7) услуги транспортных терминалов, аэропортов; 8) обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.
На 12.02.2015г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий включено 194 хозяйствующих субъекта, из них 27 – республиканский уровень, 167 – местный уровень.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополийосуществляется следующими методами: а)регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий (установление фиксированных, предельных цен); б) определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий.
Искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и централизации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов. Это – предприятия, занимающие доминирующее положение на товарных рынках. Предприятие является доминирующим, если величина его доли на рынке превышает установленные государством предельные величины. Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных предприятий высокотехнологичных отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса и т.д.
Ведется Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, который, как и в случае естественных монополий. имеет двухуровневую структуру. На 12.02.2015г в него было включено 540 хозяйствующих субъектов, из них 162 – на республиканском уровне, 378 – на местном уровне.
Регулярно проводится мониторинг товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. Для таких предприятий устанавливаются предельные уровни рентабельности. Например, на товары металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической промышленности – 25%. На хлеб, молоко и молочные товары – 15%. На мясо и мясные товары– 10%, соль – 40%, лекарственные средства и изделия медицинского назначения – 25%.
В РБ контролируется создание объединений и соглашения между предприятиями, осуществляется контроль за сделками с акциями (долями) с целью недопущения появления новых монополий.