Нормативный правовой акт: определение, признаки, структура

Нормативный акт— это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном гос-венными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю гос-ва. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либоустанавливаются, либоизменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться тольков пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в гос-ве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются вдокументальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юрид. норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный актдолжен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежатдоведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого гос-во имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Структура нормативного правового акта представлена его внешней и внутренней структурой. Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:

-- указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);

-- указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);

-- заголовок, означающий предмет регулирования ("О молодежной политике", "О налогах и сборах" и т.д.);

-- дата, место приятия акта, его регистрационный номер -- подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.

Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта. Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.
Тексты нормативных правовых актов излагаются на гос-венном языке. В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юрид. силы, со ссылкой на такие акты.

45.Отличия нормативно-правового акта от актов толкования и применения права.Нормативный акт – это предписание органов гос-венной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это гос-венным органом, обладающим законодательной властью для осуществления регулирования общественных отношений.Под системой нормативных актов понимают совокупность правовых актов, которые можно охарактеризовать как согласованные, иерархичные и дифференцированные по отраслям и институтам права.Система нормативных актов в РФ состоит:1) из правовых актов общефедеральных органов;2) актов субъектов Российской Федерации;3) актов местного самоуправления;4) актов прямого народного волеизъявления.Классификация в системе нормативных актов строится: 1) в зависимости от субъекта правотворчества; 2) в зависимости от сферы действия; 3) в зависимости от срока действия; 4) в зависимости от способов установления гос-вом; 5) по юрид. силе.В зависимости от субъекта правотворчества нормативные акты делят: 1) на нормативные акты законодательных (представительных) органов; 2) нормативные акты исполнительных органов; 3) нормативные акты правоохранительных органов; 4) нормативные акты контрольно-надзорных органов и т. д.В зависимости от сферы действия нормативные акты подразделяют:1) на общефедеральные;2) акты субъектов Российской Федерации;3) акты органов местного самоуправления.В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:1) на временные акты;2) акты неопределенно длительного действия;В зависимости от способов установления гос-вом нормативные акты подразделяют:1) на принимаемые;2) санкционированные;3) признанные.По их юрид. силе нормативные акты делят:1) на законы;2) подзаконные нормативные акты.Акт применения права — это гос-венно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юрид. обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

ВИДЫ:по форме:приказы; постановления; указания; представления; резолюции; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; приговоры;определения; распоряжения и др.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:-акты гос-венных органов и общественных организаций;-акты главы гос-ва — Президента РФ;-акты федеральных органов власти и управления;-акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;-акты органов правосудия;

-акты органов прокуратуры;-акты органов надзора и контроля;

-акты коллегиальные и единоличные.по функциям права:

регулятивные (приказ о повышении по службе)

охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юрид. природе:основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)

вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:акты гражданско-правовые,

уголовно-правовые,акты конституционно-правовые,акты административно-правовыепо арактеру:материальные, процессуальные.В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты:- однократного действия (наложение штрафа)- длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.). Основными отличиями нормативного правового акта от акта применения права являются следующие:1) если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;2) нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;3) нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;4) нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;5) нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;6) нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;7) нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права.Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это гос-венными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;5) акт толкования имеет гос-венную обязательность, так как издающие его органы обладают гос-венно-властными полномочиями.Акты толкования делят:1) по отраслям права;2) в зависимости от субъекта издания;3) в зависимости от внешней формы;4) по юрид. значимости;5) в зависимости от органов, дающих толкование;6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;7) по своей юрид. природе;8) по структурным элементам.Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1)конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3)административно-правовые.В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.

По юрид. значимости можно выделить акты:

1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

1) органов гос-венной власти;2) органов управления;

3) судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:1) материальные;2) процессуальные.

По своей юрид. природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Наши рекомендации