Основные направления совершенствования налога на доходы физических лиц

В настоящее время имеет место, хотя и слабо выраженная, переориентация налога на

доходы физических лиц от фискальной к социальной составляющей. Так, с момента вступления

в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регламентирующие, напри-

мер, размеры налоговых вычетов и порядок их предоставления, неоднократно подвергались

изменениям. Однако, несмотря на значительные изменения по урегулированию вопросов нало-

гообложения доходов физических лиц законодательство в этой части остается несовершенным.

И поскольку для современной России этот налог представляет значительный интерес, целью

данной статьи является анализ основных направлений совершенствования налога на доходы

физических лиц.

По мнению большинства ученых, на современном этапе реформирования налоговой си-

стемы необходима разработка концепции налогообложения доходов граждан, которая должна

учитывать как мировой опыт, так и специфические особенности государственной системы Рос-

сии. Подоходное налогообложение любой страны должно отвечать следующим принципам:

− каждый гражданин обязан участвовать определенной долей своего дохода в формиро-

вании бюджета, который затем будет израсходован на общегосударственные цели;

− налоговая нагрузка должна распределяться между отдельными лицами соразмерно

полученным ими доходам;

− по экономическим основаниям не могут быть подвергнуты налогообложению лица, до-

ходы которых не превышают прожиточный минимум;

− уровень налогового изъятия должен соответствовать оптимальному значению, при ко-

тором у физического лица не подрываются стимулы к труду;

− налоговое законодательство должно быть предельно понятным для плательщиков,

не допускать произвольного толкования, необходимо в максимальной мере учесть принцип

удобства;

− административные издержки по контролю за уплатой налога на доходы физических лиц

должны быть минимальны.

Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения насе-

ления в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики

государства. Реформирование НДФЛ направлено на:

− повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для

бедных слоев населения и среднего класса;

− упрощение системы исчисления подоходного налога;

− создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воз-

действие на экономический выбор плательщика; − устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого

потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан;

− содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений (инвести-

ций); улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов

подачи и обработки налоговых деклараций.

В современных условиях система налогообложения доходов физических лиц выполняет

несколько социально-экономических функций по регулированию доходов населения, стимули-

рованию предпринимательской деятельности и обеспечению накопления доходов бюджета.

Налог на доходы физических лиц важен по многим обстоятельствам [1].

Налог на доходы физических лиц непосредственно затрагивает интересы всех без исключе-

ния слоев экономически активного населения страны. Нельзя забывать, что он является и одним

из важнейших каналов формирования доходной части бюджетной системы государства. Налог на

доходы физических лиц взимается в большинстве зарубежных стран с конца XIX – начала XX сто-

летия, и за всю историю существования доказал на практике свою действенность и жизнеспособ-

ность. Хотелось бы отметить и то, что налог на доходы физических лиц – один из основных нало-

гов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложе-

ния, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.

Революционным нововведением в налогообложении доходов физических лиц в России

можно назвать замену прогрессивных ставок налога на пропорциональную. Единая 13 % ставка

налога на доходы физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний

класс составляет около 10−15 % населения, и нарушает социальную справедливость налого-

обложения. На практике эффективная ставка налога на доходы обеспеченных граждан приоб-

ретает регрессионный характер, поскольку они обладают большими возможностями для

уменьшения налогооблагаемой базы за счет вычета расходов на благотворительность, образо-

вание, лечение, приобретение недвижимости. Далеко не всегда единая ставка налогообложе-

ния доходов физических лиц действительно создает стимул для честного декларирования

гражданами своих доходов.

С момента перехода на пропорциональное налогообложение доходов физических лиц в

стране не прекращаются дискуссии о необходимости возвращения к прогрессивному налогооб-

ложению таких доходов. Не вдаваясь в подробности дискуссии, хотелось бы отметить, что ар-

гументы ратующих за прогрессивное налогообложение в целом убедительны, обоснованы и

подтверждены мировой практике. В Государственную Думу неоднократно вносились законо-

проекты о переходе к прогрессивной шкале подоходного налога. Однако подобные инициативы

не находят отклика ни у законодателя, ни в федеральных органах исполнительной власти. Так,

на подобные доводы заместитель руководителя Федеральной налоговой службы С. Шульгин

ответил, что в России создана хорошая налоговая система, которая отвечает уровню сложив-

шихся общественных отношений. Однако С. Шульгин согласился, что плоская шкала налогооб-

ложения несправедлива.

В условиях пропорционального обложения доходов особенно важную роль играют нало-

говые льготы, выполняющие компенсационную функцию и обеспечивающие дифференциацию

налоговых обязательств тех налогоплательщиков, которые находятся в неодинаковом состоя-

нии. Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные и

имущественные вычеты вызывают значительные нарекания, наиболее существенные из кото-

рых можно свести к следующим:

− отсутствие необлагаемого налогом минимума;

− предельно маленький размер стандартных налогов вычетов;

− размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов

дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспечен-

ными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщи-

ков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не полу-

чают должной поддержки от государства [2].

Проблемам совершенствования налоговых вычетов следует уделить особое внимание.

В 2012 г. было повышение размера стандартного налогового вычета на ребенка. Сегодня раз-

меры налоговых вычетов остаются без изменений и составляют:

− на первого и второго ребенка – 1 400 рублей;

− на третьего, каждого последующего, а также ели ребенок-инвалид – 3 000 рублей.

Хотя, Минфин РФ внес на рассмотрение проект, предусматривающий увеличение нало-

говых вычетов, в частности:

− до 2 000 рублей на второго ребенка;

− до 4 000 рублей на третьего и каждого следующего ребенка. Как мы видим, предложение Минфина заключается в существенном повышении размера

стандартного налогового вычета на детей [3].

Подводя итог, следует отметить, что однозначно оценить процесс совершенствования

налога на доходы физических лиц довольно сложно. Несмотря на значительное количество

внесенных поправок по урегулированию вопросов налогообложения доходов физических лиц,

законодательство в этой части остается далеким от совершенства. Имеются существенные не-

достатки в самом механизме налогообложения, которые вызваны прежде всего необработан-

ностью методологии формирования облагаемых доходов и несовершенством самих принципов

обложения. Это не позволяет в полной мере выполнять налогу на доходы физических лиц свое

функциональное предназначение – регулировать доходы различных групп граждан – потенци-

альных налогоплательщиков.

Наши рекомендации