Процессы управления в системе таможенных органов
3.1 Организация процессов управления в системе таможенных органов.
Результативная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор как отдельных исполнителей или групп людей, вероятна лишь при наличии обусловленного организующего начала, концентрирующего и регулирующего активность этого компонента системы. Системы управления в таможенных органах имеют основной целью достижение единого действия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение назначенных для нее задач, для этого требуется отчетливое управление внутри нее.
Для того чтобы иметь представление о процессе управления таможенными органами необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К таким особенностям можно отнести: ярко выраженную цель, реализацию полномочий органа государственного управления, допустимость рационального риска в процессе управления, динамичность процессов управления при условиях борьбы сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их помощниками, а так же относительная туманность условий, в которых исполняется управление.[17]
Организация процесса управления таможенными органами имеет целевое направление, играет центральную роль и обусловливает характер и ход управленческой деятельности. В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Самым результативным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Данный тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет на редкость большое значение.
Таким образом, из двух разбираемых компонентов системы управления строения и процесса более динамичным является процесс управления. Благодаря этому формирование процесса управления тянет за собой и развитие структуры управления. Модификации в структуре должны воплощаться в жизнь тогда, когда в имеющуюся структуру процесс управления уже не укладывается, тогда когда структура создает значительные помехи, становится тормозом развития управления, а, значит, и всей системы управления в целом. Поэтому, улучшая те или иные характеристики процесса управления, нужно всегда учитывать взаимосвязи процесса и структуры системы управления и обнаруживать моменты перестройки структуры. Вследствие этого в данное время в ходе усовершенствования таможенных органов большое внимание уделяется улучшению процесса управления.
Организация процесса управления в системе таможенных органов представляет собой полное его упорядочение, устанавливающее четкость, порядок и возможные границы его осуществления.
Организация процесса управления включает установление: [18]
- необходимого порядка выполнения всевозможных его циклов, периодов, стадий и управленческих работ (операций);
- временных границ выполнения управленческих работ (операций) установленного вида и их классификацию;
- четкого поступления достаточной и нужной информации для естественного и своевременного исполнения каждого этапа процесса управления и всех его управленческих работ;
- последовательности участия различных звеньев системы управления по стадиям процесса управления;
- процедур процесса управления как непременных управленческих работ.
Каждый процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз. Под циклом управления имеется в виду отрезок времени, который необходим для полной реализации всех общих функций управления (анализа и прогнозирования, объединения, разборки, учета и проверки). Для реализации циклов управления нужно иметь нормативную базу, систему планирования, систему ведения учетов, системы оценки и мотивации деятельности сотрудников, информационное и кадровое снабжение (Приложение 3).
В соответствии с проанализированными существенными положениями процесса управления можно разработать концепцию развития таможенных органов. Она является основой для разработки программ и планов формирования таможни России на долгосрочное будущее. Основные положения концепции разрабатываются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.
В наше время немаловажно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.
Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, единство интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, определили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации, и, которые назначают их дальнейшее развитие.
При формировании таможенных органов Российской Федерации, исполняемом с учетом экономических реорганизаций и международной практики регулирования в области таможенного дела, нужно учитывать особенности местоположения Российской Федерации. В такие особенности входит: значимая протяженность государственной границы, а также ее низкая техническая оснащенность в пунктах пропуска, нужда организации сотрудничества в погранично-таможенной сфере с государствами, прямо граничащими с Российской Федерацией. В результате проведения административной реформы выработана новая структура государственных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговой деятельности, рассчитывающая на комплексный подход к межведомственному взаимодействию и обеспечению баланса интересов в области таможенно-тарифных, налоговых границ, запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
Вступление в силу с 6 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза образовало необходимые предпосылки для развития почти новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов России. Тем не менее, остаются нерешенными некоторые проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации.
Недостаточно эффективно осуществится потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.[19] Это не позволяет обеспечить в полной мере следование законодательству Российской Федерации и созданию благоприятной конкурентной среды в сфере внешнеторговой деятельности. Актуальными проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации остаются вопросы занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.
Таможенные органы Российской Федерации не продуктивно осуществляют контроль над товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации.
Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и проверяющими органами. Не в достаточной степени сформирована система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в сфере управления и контроля. Остается слишком высоким уровень коррупции в таможенных органах Российской Федерации.
Присутствие указанных проблем приводит к снижению результативности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных товаров на российский рынок и другим отрицательным явлениям. Появляется необходимость создания новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства. [20]
Изучение таможенных органов как цельной системы полагает анализ специфики и составных частей. Любой из таможенных органов в соответствии со своим местом в данной системе играет особую роль.
Он реализовывает больший или меньший объем функций и полномочий со спецификой, обнаружение и характер которой в особенности важны для постижения как сущности данного органа и его места в рассматриваемой системе, так и для анализа данной системы как некоего единого образования.
3.2 Современное состояние и предложения по усовершенствованию процессов управления в системе таможенных органов.
Развитие единой системы таможенных органов было связано с определенными политическими, экономическими, общественными условиями и предпосылками. Они определены процессами сотворения российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, модификацией характера и условий реализации внешнеэкономической деятельности.
На сегодняшний день таможенная служба России - государственный институт, захватывающий своим устройством и деятельностью всю территорию страны. Она стала незаменимой, остро необходимой частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.[21]
Федеральная таможенная служба России обеспечивает прямую реализацию в таможенных целях задач в зоне таможенного дела и единообразие использования таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Таможенная деятельность довольно многосторонняя. В нынешнем обществе она занимается самыми разнообразными видами операций: формирует таможенное пространство, регулирует передвижение через таможенную границу товаров и транспортных средств; собственно через таможню реализовывается таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, предоставляются таможенные услуги, воплощаться в жизнь таможенный контроль и статистика внешней торговли, особая таможенная статистика.
Одной из основных проблем, разрешаемых в ходе улучшения деятельности таможенной службы России, является проблема роста действенности управления таможенными органами.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации дать возможность создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.
Проведена значительная работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы работы таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, введению последних информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что дало возможность умножить административно-правовую и экономическую действенность деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Рост эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной цены товаров и транспортных средств разрешило значительно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы серого импорта в последние годы имеют тенденцию к уменьшению, чему в большой мере содействовало ужесточение контроля со стороны таможенных органов России и создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в касательстве законопослушных участников внешнеторговой деятельности. Ради значительного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов все большее распространение находит введение проекта «зеленый коридор», созданный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Построение результативной таможенной системы, применяющей упрощенные процедуры, будет содействовать не только росту конкурентной способности страны, но и способствовать притоку инвестиций в экономику, завлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.
Увеличивается роль таможенных органов России в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.
Положительным шагом в формировании системы управления таможенных органов России стала Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации , разработанная в целях реализации мер, поставленных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу .[22]
Необходимость разработки Программы определена переменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С внедрением Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выступает задача разборки внешнеэкономической деятельности на уровне мировых норм и правил. Таможенная служба Российской Федерации становится одним из центральных инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом. При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов.
Программа призвана обеспечить дальнейшее усовершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее действенное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:
- обеспечение стабильной бюджетной политики
- формирование внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую
- защита рынка, товаропроизводителя и мотивация развития экономики и
поддержание удобного предпринимательского и инвестиционного климата и здоровой конкурентоспособной среды;
- проведение структурной перестройки в экономике;
- обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.
Программа является орудием построения новой таможенной системы России, отвечающей требованиям XXI века. Она имеет долгосрочный потенциал постоянного роста, что позволит значительно модернизировать таможенные информационные системы, достичь эффективности и рациональности таможенных процедур, существенно повысить качество таможенного администрирования, воплощать в жизнь деятельность таможенных органов России в соответствии с мировыми стандартами.
Отречение от излишнего таможенного администрирования является существенным фактором формирования естественного делового климата в России для организации подходящих условий в сфере внешнеэкономической деятельности. Достижение позитивных результатов в этом направлении невыполнимо без системного анализа эффективности используемых таможенных процедур, применения современных автоматизированных систем и последних информационных таможенных технологий, без обладания устройствами управления рисками, применения электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.
Воплощая в жизнь задачи, обусловленные Программой, таможенные органы России, достигнув определенных результатов, основали организационные, правовые, кадровые и технические условия для начала основных переустройств, касающихся почти всех сфер деятельности таможенной службы.
Цель Концепции - сотворение в России конкурентоспособной таможенной службы, результативной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.[23]
Одним из важнейших положений является создание эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.
Результатом введения данной Концепции станет таможенное администрирование, полагающее его значительную эффективность при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров, транспорта.
Главными задачами Программы являются добавочные меры по росту уровня защиты конституционных прав граждан и увеличению контроля соблюдения законности в таможенном деле. Они предполагают рост ответственности начальников таможенных органов России за принимаемые решения, действия или бездействие должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и формирование эффективных мер по их предупреждению, что в итоге должно привести к максимальному уменьшению конфликтных ситуаций в деятельности таможенных органов.
При этом отдельно надлежит выделить законодательное закрепление о расширении прав обжалования действий должностных лиц таможенных органов и, в первую очередь, упрощение существовавшего порядка. Так, новый порядок обжалования заключается в обращении лиц с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке реализуется немедленно, и решение по ней принимается безотлагательно.
Нужда в модернизации системы управления в таможенных органах многократно отображалась в решениях коллегии Федеральной таможенной службы России и программах кадрового обеспечения таможенной системы.
Установление контрольных показателей содействовало росту уровня служебной дисциплины в таможенных органах, улучшению контрольной и аналитической работы, мобилизации усилий, устремленных на обнаружение и пресечение случаев недостоверного декларирования товаров, росту суммы взыскиваемых таможенных платежей по ряду групп товаров.
Претерпела регрессы система подбора и назначения руководящих кадров. В настоящее время применяются передовые и информационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности.
Особое внимание в Концепции отводится созданию эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.
Заключение
На современном этапе развития под таможенным делом понимается сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов.
Взаимоотношения и взаимодействия руководителя и подчиненного таможенного органа происходят в рамках управленческой деятельности. Характер и эффективность последней предопределяются не только личностью самого руководителя, его методами и принципами руководства, а так же стилем управления, организационной структурой, но и общими принципами управления.[24]
Особо важное место в процессе управления занимают реализуемые функции, отражающие характер и сущность управленческой деятельности.
Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.
Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. На данный момент существует ряд требований, предъявляемых к организационным структурам таможенного органа для наиболее эффективного результата деятельности: простота и экономичность ясность, определенность, управляемость, устойчивость, гибкость и гомео статичность.
Руководитель таможенного учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.
Успех в любой сфере деятельности зависит именно от особенностей управленческого, руководящего состава, который может наилучшим образом реализовывать потенциал и способности подчиненных.
К руководителю таможенного органа предъявляются повышенные требования, которые обязывают его осуществлять максимально плодотворное и эффективное взаимодействие с подчиненными, от деятельности которых во многом зависит результативность таможенного органа.
Таким образом, во многом управление в системе таможенных органов зависит от руководителя, его личных качеств, стиля управления и методов воздействия. Чисто человеческие качества так же имеют огромное значение, так как она помогают наладить контакт с подчиненными и укрепить свой авторитет, что бесспорно помогает повысить эффективность управления.
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс таможенного союза от 06.07.2010.
2. Федеральный закон РФ от 27.11.2010 №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1996.
4. Приказ ФТС России от 20.12.2004 № 403 «О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2009 года».
5. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «Об одобрении Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // «Российская газета». 17.01.2010. № 6.
6. Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации». - М.,1997.
7. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной таможенной службы» от 11 мая 2011 года.
8. И. Жуковский. Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2009 год. – стр. 56-70.
9. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело – М.: Издательство: Высшее образование, 2012. – стр. 163.
10. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Издательство: Аспект-Пресс 2011. –стр. 92-116.
11. Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2009. –стр. 28-60.
12. Омаров А.М., Панин И.Г., «Книга работника кадровой службы». Издательство: Экономика 2010. – стр. 5-16.
13. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., переработано и дополнено – М. : Издательство: Высшее образование, 2009. –стр. 38.
14. Таможенное дело /под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб.: Санкт Петербургский государственный университет, 2009. – стр. 356.
15. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., переработано и дополнено – М. : Издательство: Высшее образование, 2009. –стр. 38.
16. Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. Финансовое право. -2009. – стр. 16-32.
17. Шабанова В.А., Личные качества и стиль руководства . Ученые записки, 2010. –стр.144-161.
18. Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов .Ученые записки, 2008. –стр. 35-60.
19. ФТС России. Федеральная таможенная служба России. Таможня. Электронный ресурс. - Москва, 2011.
20. Статья «Организационные структуры управления в системе таможенных органов» на сайте «Бетта» www.nakhodka-betta.ru/
21. http://knowledge.ru
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
[1] Омаров А.М., Панин И.Г., «Книга работника кадровой службы». Издательство: Экономика 2010. – стр. 5-16.
[2] И. Жуковский. Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2009 год. – стр. 56-70
[3] Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2009. –стр. 28-60.
[4] Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах.
Финансовое право. -2009. – стр. 16-32.
[5] Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. Финансовое право. -2009. – стр. 16-32.
[6] Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов .Ученые записки, 2008. –
стр. 35-60.
[7] Статья «Организационные структуры управления в системе таможенных органов» на сайте «Бетта» www.nakhodka-betta.ru/
[8] Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2009. –стр. 28-60.
[9] ФТС России. Федеральная таможенная служба России. Таможня. Электронный ресурс. - Москва, 2011.
[10] Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов .Ученые записки, 2008. –стр. 35-60.
[11] Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов .Ученые записки, 2008. –стр. 35-60.
[12] И. Жуковский. Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2009 год. – стр. 56-70.
[13] Шабанова В.А., Личные качества и стиль руководства . Ученые записки, 2010. –стр.144-161.
[14] Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. Финансовое право. -2009. – стр. 16-32.
[15] Омаров А.М., Панин И.Г., «Книга работника кадровой службы». Издательство: Экономика 2010. – стр. 5-16.
[16] Шабанова В.А., Личные качества и стиль руководства . Ученые записки, 2010. –стр.144-131.
[17] Таможенное дело /под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб.: Санкт Петербургский государственный университет, 2009. – стр. 356.
[18] И. Жуковский. Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2009 год. – стр. 56-70.
[19] Статья «Организационные структуры управления в системе таможенных органов» на сайте «Бетта» www.nakhodka-betta.ru/
[20] http://knowledge.ru
[21] Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов .Ученые записки, 2008. –стр. 35-60.
[22] Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. Издательство: Аспект-Пресс 2011. –стр. 92-116.
[23] ФТС России. Федеральная таможенная служба России. Таможня. Электронный ресурс. - Москва, 2011.
[24] Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2009. –стр. 28-60.