Понятие и сущность политики

Политика — сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.

По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности — на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру — на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политика имеет много свойств, проявлений и форм выра­жения. Богат и многообразен ее субъектный состав. Она изменчива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому выработать научное определение довольно сложно. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во вза­имодействии между социальными общностями, классами, на­циями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного или мирового порядка.

В приведенном определении синтезированы наиболее важные признаки и аспекты политики.

1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политичес­кие результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя политика государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического полити­ческого курса страны немыслима без активной деятельности политических партий, функционирования исполнительных органов го­сударства и др. В политической деятельности участвует множество субъектов, она характеризуется системностью и многообрази­ем форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на прак­тическом уровне, Исключительное значение имеет вопрос эффек­тивности политической деятельности.

2. На политической арене действуют политические субъекты с самыми различными интересами и целями. Они с объективной необходимостью взаимодействуют во имя достижения главных политических целей. Это взаимодействие может строиться на прин­ципах координации, субординации деятельности, политического согласия и противоборства. Мудрая политика предполагает тот факт, что в реальном взаимодействии политические субъекты вза­имоусиливают, взаимодополняют, а не взаимоуничтожают друг друга.

3. Самая глубинная, сущностная черта политики как обще­ственного явления — ее прямая или косвенная связь с полити­ческой властью. Только эта сущностная черта позволяет отделить политику от других общественных феноменов. Политическую власть можно сравнить с силовым (магнитным) полем, вокруг которого вращаются и взаимодействуют многочисленные полити­ческие субъекты.

4. Нет и быть не может бесцельной политики. Она затрагива­ет интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой. Одна из главных и долгосрочных целей социальной политики — создание необходимых условий для улучшения жизни человека. Такая политика всегда имеет поддержку в народе. Напротив, по­литика, ведущая к обнищанию большинства населения страны, нарушающая принципы социальной справедливости, неизменно вы­зывает недовольство. Примером тому служит внушительная все­российская акция протеста, состоявшаяся 27 марта 1997 г., где демонстранты и митингующие гневно выступали против разруши­тельных последствий российских реформ, растущего обнищания народа и т. д. Другая важнейшая и постоянная цель политики, прежде всего государственной, — обеспечение в стране и мире надлежащего порядка, безопасности и спокойствия.

Политическая сфера тесно переплетается с другими cфеpaми, — экономической, социальной, культурной, правовой, религи­озной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором! В реальной действительности она органически вплетена в ткань социума. Никто не может избежать политического воздействия, политические страсти и. волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира.

Степень политизации общества зависит от многих обстоя­тельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются ос­новы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценнос­тные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня, Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невидан­ную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны.

В демократических странах политика находит концентриро­ванное выражение в разработке и проведении в жизнь стратеги­ческого политического курса развития страны на определенную перспективу.

Разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политичес­кие лидеры. В ходе предвыборной кампании эти программы разъяс­няются через средства массовой информации. Избиратели, голо­суя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются за­конодательный (представительный) и исполнительный (правитель­ство) органы страны. Для законодательного органа стратегичес­кий политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выбо­рах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь.

Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оп­тимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реали­зации политики с помощью аппарата управления и принужде­ния, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в истори­ческом плане, а также на современные недемократические госу­дарства, то выяснится, что до сих пор практически во всех стра­нах взаимодействие политики и государства далеко не оптималь­но. И главное отклонение от оптимального варианта разделе­ния функций в политике между партиями, обществом и госу­дарством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не только реализует, проводит в жизнь страте­гический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и граж­данина.

Наши рекомендации