Государственная власть, ее свойства и формы осуществления

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти как типичного отношения господства и подчинения. Кроме того, государственная власть является разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть, государственный и политический режим часто отожествляются, хотя и полностью не идентичны. Как публично-политическое отношение господства и подчинения государственная власть основана на государственном принуждении и распространяется на всю территорию государства. От других видов общественной власти государственная власть отличается прежде всего публичностью, суверенитетом, легитимностью, основана на законе и особом механизме разделения власти на подсистемы: законодательную, исполнительную, судебную. Свойство публичной политической власти является родовым понятием для термина «государство». Эта власть осуществляется не только особым слоем людей-профессионалов, но и в интересах целого общества на определенной территории. Публичная власть имеет аппарат власти, обладающий монополией на применение силы. Публичная политическая власть существует не для себя, а для всего населения государства, объединяя это население в народ, нацию, субъектов права и т.д.

Эта власть может быть правовой или не правовой по типу организации (ограниченной законом или ограничивающей законы). Властеотношения, закрепляемые в конституционном строе государства, как правило, основываются не только силе власти, но и на ее авторитете. Легитимность власти, приобретенная законным путем, утрачивается, если власть теряет доверие. Легитимность власти означает наличие в обществе согласованного признания авторитета и юрисдикции власти, государственное управление, основанное на доверии.

Легальность власти означает ее юридическое обоснование, т.е. соответствие статуса и полномочий органов государственной власти закону. Легальность в этом случае проявляется как законность власти, подтверждение права на существование всей системой действия конституционного (государственного) законодательства, учредительных (конституционных) законов. Если легализация власти означает «юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции», то легитимная государственная власть – это «власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, моральной законности».[25]

Принято выделять следующие типы легитимности: рациональный (подчинение законам, а не личностям), идеологический (идейное обоснование ценности определенной власти), традиционный (обоснование власти в силу действия и широкого признания государственных традиций и обычаев), харизматический (власть основывается на вере в исключительные качества лидера, которые составляют харизму или особый дар управления).

Власть в любом отношении является системой правления, управления. В догосударственный период власть не являлась политической, в настоящее время она носит исключительно политический характер, являясь средством решения политических целей. Можно также рассматривать государственную власть как разновидность политической власти. Но государственная власть основана на силе действия механизма государства, а политическая власть еще основывается на механизме взаимодействия всех остальных политических организаций общества. В отличие от государственной власти политическая власть осуществляется не только государственными служащими, но и партийными лидерами и функционерами и др. Власть политических организаций, кроме государства, не является суверенной, универсальной, основана на признании норм, исходящих от негосударственных политических организаций. Другими словами, в системе политической власти государственная власть обладает верховенством и абсолютным правом на издание законов.

Независимо от типа и формы государство как организация публичной власти представляет собой определенный аппарат (механизм). «Государство может быть демократическим, либеральным, диктаторским, деспотическим, тоталитарным и т.д. Во всех случаях это будет государство».[26] Основная задача любого государства, несомненно, состоит в осуществлении функции посредника и арбитра в спорах, в умении организовать нацию, примирить враждующие интересы на основе закона и законного применения силы и тем самым обеспечивать политическую стабильность. Организация органов государства и их функций должна иметь законную основу, компетенция государственного аппарата выражается через содержание законов. Юридическое понимание государства означает, что «государство – это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти».[27]

Государственная власть наиболее эффективна, если она основана не только на разумном ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную власть, но и на необходимой кооперации властей, создании согласительных механизмов, координационных структур и примирительных процедур. Разделение властей является типичной теоретико-правовой конструкцией современного демократического государства. Но разделение властей не является самоцелью, оно призвано обеспечить надлежащее разделение труда и единство государственной власти.

Наиболее концентрированное выражение теория разделения властей получила в трудах мыслителей Нового времени (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант и др.). Смысл теории разделения властей состоит в том, что все три ветви власти не должны пересекаться, т.е. должны иметь свою компетенцию, но должны взаимно дополняться и уравновешивать друг друга. На практике такого равновесия властей достичь невозможно, в каждом государстве акценты все же смещаются в сторону преобладания или исполнительной, или законодательной власти. Кроме разделения властей важно отметить необходимость единства государственной власти (целей, социума, организации звеньев государственного управления).

В настоящее время принято говорить о существовании в государстве иных (обобщенных, функциональных) форм власти: учредительной, избирательной, контрольной, главы государства, информационной и др. Самые большие проблемы теории разделения властей состоят в выработке надлежащего механизма обеспечения единства государственной власти, функции которого обычно выполняет институт главы государства. Некоторые авторы предпочитают выделять власть главы государства в отдельную ветвь власти. Важное значение в правовом государстве приобретает судебная власть, на которую возлагаются, в том числе, задачи преодоления политических кризисов, конфронтации властей, привлечения к юридической ответственности главы государства и др. Обычно эти функции выполняют специальные органы конституционного контроля (конституционные суды), а в некоторых государствах их выполняют суды общей юрисдикции или квазисудебные органы (государственные советы).

Основными формами осуществления верховной государственной власти являются монархия и республика и их разновидности. В современной либертарной теории различается понимание власти в условиях системоцентризма (власть первична) и персоноцентризма (личность первична).[28] Государственная власть должна защищать территорию государства как жизненное пространство. Верховенство государственной власти – это верховенство правовых границ в национальном и международно-правовом аспектах. Внутренний суверенитет означает не только преобладание власти, но и право граждан влиять на власть, использовать власть в своих интересах. Государственная власть обязана гарантировать индивидуальные и коллективные права на территории ее действия. Только в этом случае можно говорить не только о суверенитете власти, но и о суверенитете народа, нации, которые соотносятся как форма и содержание. Народность государственной власти означает происхождение государственного суверенитета от воли народа, которая является источником власти по определению большинства современных конституций.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие, признаки и сущность государства.

2. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.

3. Понятие и сущность внутренних и внешних признаков государства.

Литература:

Ильин И.А. О государстве // Собрание сочинений. М., 1993. Т. 1.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994.

Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.2-е изд. М., 2000.

Наши рекомендации