Глава 1 государственная власть, ее особенности и методы осуществления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

РЕФЕРАТ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1 государственная власть, ее особенности и методы осуществления.. 7

глава 2 система органов государства и их классификация 15

глава 3 направления и формы деятельности органов внутренних дел.. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

РЕФЕРАТ

Дипломная работа 45 с., 42 источника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, СИСТЕМА.

Цель дипломной работы: комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

Задачи дипломной работы:охарактеризовать государственную власть, ее особенности и методы осуществления; комплексно исследовать систему органов государства и их классификацию; проанализировать направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Объект исследования:правовые основы организации и осуществления государственной власти.

Предмет исследования:комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

Методы исследования:анализ, сравнения, системный и структурный подходы, формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования норм права.

Результаты проведенного исследования:государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальности выбранной темы дипломной работы «Особенности организации и осуществления государственной власти» автор видит в том, что понятие «государственная власть» является одним из наиболее сложных вопросов в юридической науке. В процессе рассмотрения данного понятия возникает ряд трудностей как объективно, так субъективного характера. Наиболее существенными из них являются: большая и постоянно меняющаяся нормативная база; вопросы организации исполнительной власти, государственного управления и вопросы по правовому регулированию их деятельности.

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Власть – право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком), возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей.

Государственная власть – это фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Видов власти много. Все зависит от того, по каким основаниям власти квалифицируются. По сферам воздействия власти делятся на политическую, экономическую, информационную, духовную. По принадлежности к какому-либо органу – на государственную, партийную, власть местной администрации, международную. По структуре – на единоличную, единоначальную, групповую. По применяемым методам – на господство, насилие, авторитет. По режиму правления – на демократическую, авторитарную, деспотическую.

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций.

В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. Многие юристы трактуют понятие «государственная власть», как совокупность полномочий по изданию законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

В работе автор охарактеризовал некоторые существующие проблемы особенности организации и осуществления государственной власти.

В качестве объекта исследования автор выделяет правовые основы организации и осуществления государственной власти.

Предметом исследования являются правовые отношения субъектов государственной власти.

Намеченные объект и предмет исследования позволяют сформулировать его цель – комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования являются:

– охарактеризоватьгосударственную власть, ее особенности и методы осуществления;

– комплексно исследоватьсистему органов государства и их классификацию;

– проанализировать направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как:Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Гавриленко Д.А., Крамник А.Н., Касьянчик С.С., Мах И.И., Петрова Т.А., Чагина Е.П. и других.

Исследование проводилось также на основе изучения и анализа законодательства Республики Беларусь.

Методологическая основа исследования. Из общих методов исследования автор использует методы анализа, сравнения, системного и структурного подхода. Из специальных и частных методов применялись такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования норм права и другие методы исследования.

Структура дипломной работы определяется ее объектом, предметом, целью и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследования на тему: «Особенности организации и осуществления государственной власти», выделим наиболее важные положения.

По общему правилу государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря им, занимающих доминирующее положение в обществе.

В понятии публичной (государственной) власти интегрируются социально-психологический, социально-волевой и «физически» институционализированный моменты, аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми членами общества, и универсальная организация, способная официально сформировать и властно выражать во вне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Если социальная власть вообще может рассматриваться как функциональное свойство особого человеческого сообщества или коллектива, необходимое для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономики, социальной структуры, политики и духовной жизни, всего конституционного строя.

Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей социально-политической и конституционное (юридическое) основание для того, чтобы выступать от имени народа страны.

Государственная власть, олицетворяющая весь народ на своей территории, расположена на высшей ступени иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном и том же государстве.

Важнейшим принципом и необходимым условием формирования и функционирования правового государства является принцип разделения государственной власти.

Эту проблему в достаточной степени решил выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Именно в его работах теория разделения властей приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет в той или иной форме. Способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной власти, образуют институт государственной власти. Структура института государственной власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это положения:

1) об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;

2) о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);

3) о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;

4) о структуре государственной власти;

5) об органах, осуществляющих государственную власть;

6) о путях, формах, методах осуществления государственной власти.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, милиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

2. Бюджетный кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З (с изм. и доп. от 30.12.2014 г. № 225-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.01.2015, 2/2223.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (с изм. и доп. от 01.09.2012 г. № 428-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980.

4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (с изм. и доп. от 05.01.2015 г. № 241-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2015, 2/2239.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 г. № 365-З(с изм. и доп.от 05.01.2015 г. № 241-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2015, 2/2239.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З (с изм. и доп. от 05.01.2015 г. № 417-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2015, 2/2239.

7. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 г. № 204-З (с изм. и доп. от 26.10.2012 г. № 433-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.11.2012, 2/1985.

8. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 263-З (с изм. и доп. от 04.01.2014 г. № 123-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2121.

9. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-З (с изм. и доп. от 31.12.2014 г. № 229-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики, 09.01.2015, 2/2227.

10. Об органах государственной безопасности: Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 390-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2012, 2/1942.

11. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 424-З (с изм. и доп. от 07.05.2014 г. № 148-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.05.2014, 2/2146.

12. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 142-З (с изм. и доп. от 11.07.2014 г. № 177-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2014, 2/2175.

13. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З (с изм. и доп. от 11.07.2014 г. № 176-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2174.

14. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 г. № 2341-XII (в ред. от 26.05.2012 г. № 378-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2012, 2/2174.

15. О борьбе с терроризмом: Закон Республики Беларусь от 03.01.2002 г. № 77-З (с изм. и доп. от 30.06.2014 г. № 165-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2163.

16. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 2/2120.

17. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 № 60-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,№ 2/1157.

18. Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.2007 г. № 611 (с изм. и доп. от 09.09.2008 г. № 505) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 222, 1/10051.

19. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289 (с изм. и доп. от 25.07.2013 г. № 331) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013, 1/14414.

20. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 (с изм. и доп. от 03.12.2014 г. № 563) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.12.2014, 1/15442.

21. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь:Указ Президента Республики Беларусь от 12.09.2011 г. № 409 (с изм. и доп. от 17.11.2014 г. № 535) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2014, 1/15413.

22. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 г. № 5 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.12.2014, 4/8131.

23. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 г. № 192 (с изм. и доп. от 27.06.2013 г. № 553) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2013, 5/37482.

24. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004. – 416 с.

25. Административное право: Учебное пособие / Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом. 2011. – 320 с.

26. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / А.Н. Крамника – Мн.: Тесей, 2004. – 704 с.

27. Административное право Республики Беларусь: Учеб.пособ. / А.А Постникова, А.И. Сухаркова. – Мн.: Общественное образование «Молодежное научное общество». 1999. – 172 с.

28. Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрины. / Г.А. Вастлевич. – Мн.: Тесей, 2008. – 218 с.

29. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб.пос. / А.Ф. Вишневский. – Мн.: Амалфея, 2004. – 688 с.

30. Греченков, А.А. Правовое регулирование материальной ответственности лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. / А.А. Греченков. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2013. – № 1. – С. 117-120.

31. Даль, В.И. Толковый словарь Даля. // Сайт «Толковый словарь живого великорусского языка» [Электронный ресурс] – М. 2015. – Режим доступа:http://slovardalya.ru/ – Дата доступа: 20.03.2015.

32. Забелов, С.М. Административное право: Курс интенсивной подготовки. / С.М. Забелов, Д.Е. Тагунов. – Мн.: ТетраСистема. 2007. – 272 с.

33. История философии права. / Под ред. Керимова Д. А. – СПб.:Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. – 879 с.

34. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь: 2-е изд., исправ. и доп./ А.Н. Крамник. – Мн.: Тесей. 2006. – 616 с.

35. Крамник, А.Н. Правовой статус Совета Министров Республики Беларусь: некоторые вопросы его оптимизации. / Н.А. Крамник. // ЮстыцыяБеларусi. – 2014. – № 4. – С. 12-17.

36. Касьянчик, С.С. Административно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел: теоретико-правовые аспекты определения понятия и структуры. / С.С. Касьянчик. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2014. – № 2. – С. 16-21.

37. Касьянчик, С.С. О законодательном разграничении понятий «сотрудник органов внутренних дел» и «сотрудник (работник) милиции». / С.С. Касьянчик. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2014. – № 1. – С. 22-25.

38. Козелецкий, И.В. О сущности и признаках органов исполнительной власти. / И.В. Казелецкий. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2012. – № 2. – С. 12-15.

39. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь. / И.И. Мах. – Мн.: ГИУСТ БГУ. 2006. – 543 с.

40. Петров, А.П. Конституционное право: Учеб.пособие. / А.П. Петров. – Мн.: Амалфея. 2011. – 688 с.

41. Петрова, Т.А. Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленного порядка организации либо проведения публичных мероприятий. / Т.А. Петрова. // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2013. – № 1. – С. 179-185.

42. Чагина, Е.П. Взаимодействие высших органов власти и местных органов управления и самоуправления в Республике Беларусь / Е.П. Чагина. – Минск, 2001. – 234 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

РЕФЕРАТ. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1 государственная власть, ее особенности и методы осуществления.. 7

глава 2 система органов государства и их классификация 15

глава 3 направления и формы деятельности органов внутренних дел.. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

РЕФЕРАТ

Дипломная работа 45 с., 42 источника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, СИСТЕМА.

Цель дипломной работы: комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

Задачи дипломной работы:охарактеризовать государственную власть, ее особенности и методы осуществления; комплексно исследовать систему органов государства и их классификацию; проанализировать направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Объект исследования:правовые основы организации и осуществления государственной власти.

Предмет исследования:комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

Методы исследования:анализ, сравнения, системный и структурный подходы, формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования норм права.

Результаты проведенного исследования:государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Государственная власть обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальности выбранной темы дипломной работы «Особенности организации и осуществления государственной власти» автор видит в том, что понятие «государственная власть» является одним из наиболее сложных вопросов в юридической науке. В процессе рассмотрения данного понятия возникает ряд трудностей как объективно, так субъективного характера. Наиболее существенными из них являются: большая и постоянно меняющаяся нормативная база; вопросы организации исполнительной власти, государственного управления и вопросы по правовому регулированию их деятельности.

Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

Власть – право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком), возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей.

Государственная власть – это фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Видов власти много. Все зависит от того, по каким основаниям власти квалифицируются. По сферам воздействия власти делятся на политическую, экономическую, информационную, духовную. По принадлежности к какому-либо органу – на государственную, партийную, власть местной администрации, международную. По структуре – на единоличную, единоначальную, групповую. По применяемым методам – на господство, насилие, авторитет. По режиму правления – на демократическую, авторитарную, деспотическую.

Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций.

В государственно-правовой сфере власть трактуется неоднозначно. Многие юристы трактуют понятие «государственная власть», как совокупность полномочий по изданию законов, управлению государственными делами, осуществлению правосудия, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

В работе автор охарактеризовал некоторые существующие проблемы особенности организации и осуществления государственной власти.

В качестве объекта исследования автор выделяет правовые основы организации и осуществления государственной власти.

Предметом исследования являются правовые отношения субъектов государственной власти.

Намеченные объект и предмет исследования позволяют сформулировать его цель – комплексное исследование особенностей организации и осуществления государственной власти.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования являются:

– охарактеризоватьгосударственную власть, ее особенности и методы осуществления;

– комплексно исследоватьсистему органов государства и их классификацию;

– проанализировать направления и формы деятельности органов внутренних дел.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как:Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Гавриленко Д.А., Крамник А.Н., Касьянчик С.С., Мах И.И., Петрова Т.А., Чагина Е.П. и других.

Исследование проводилось также на основе изучения и анализа законодательства Республики Беларусь.

Методологическая основа исследования. Из общих методов исследования автор использует методы анализа, сравнения, системного и структурного подхода. Из специальных и частных методов применялись такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования норм права и другие методы исследования.

Структура дипломной работы определяется ее объектом, предметом, целью и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы.

Глава 1 государственная власть, ее особенности и методы осуществления

Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, политических институтов, политических движений, страсти к ее завоеванию и осуществлению. По словарю В.И. Даля, «власть – право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление… Властвовать – управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться… Властолюбие – любоначалие, страсть к господству, к властвованию…» [31].

Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. Во властных отношениях предполагается:

- наличие не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие лица – партия, организация, учреждение, комитет;

- выражение воли осуществляющего власть, подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет.

В этой связи природа власти такова, что она отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей и власть кончается там, где начинается насилие, хотя власть и предполагает угрозу применения силы или насилия. Неспособность же субъектов власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власть не существует, а есть попытка оказать давление. Хотя власть и требует подчинения, но люди подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой, поскольку, как писал В.С. Соловьев, требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом [33, с. 447].

Рассмотрим принципы власти. К принципам власти можно отнести:

• Принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная ценность. В соответствии с этим главное здесь – сохранение, удержание и умножение власти. Поскольку принцип сохранения является силовым показателем (с властью добровольно не расстаются), реализация этого принципа требует целеустремленности, решительности, доходящей порою до жестокости и бескомпромиссности.

• Принцип действенности также требует сильных проявлений человеского характера. Власть утрачивает свой статус, теряя дееспособность и решительность, умение справиться с обстоятельствами. Без необходимой воли власть недееспособна, мягкотела, но и без твердых знаний власть также обнаруживает свои наиболее слабые стороны – она необузданна, в высшей степени непредсказуема. Вместе с тем сила власти не равнозначна власти сил. «Пушки – последний довод королей» и поэтому к удержанию власти силой прибегают как к крайнему средству, когда другие средства «не срабатываю». В соответствии с этим властитель народу с решительностью должен быть взвешенным, рациональным, терпимым, умеющим избегать крови, импульсивных действий, надрывности, насилия. Произвол власти всегда сопровождается агрессивностью.

Лучшим средством для держания власти является опора на закон, т.е. принцип легитимности. Человек свободен, когда повинуется не людям, а закону.

• Принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность. Умаление этого принципа неизбежно приводит к вождизму, деградации личностного измерения власти, ее трансформации в тиранию, диктат. Высокомерие, самомнение без элементов самокритичности и разумной самооценки приводит в конце концов к разрушению власти, которому сопутствуют толпы наушников, угодников, тяга к помпезности сценариям и наградам, проявления «пьедестального» мышления.

• Принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытых встречи, секретная переписка, тайная дипломатия). Раньше времени говорить правду чрезвычайно опасно для власти, в соответствии с чем существует временной интервал рассекречивания.

Существует множество классификаций власти. Кратко рассмотрим ее.

Выделяют власть в бесклассовом и классовом обществе. Сточки зрения формационного подхода власть классифицируется на: первобытно-общественную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. По функциям органов власти различают законодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти – монархическую, республиканскую. По степени институализации – правительственную, федеральную, городскую, сельскую, муниципальную. По количественному признаку власть делится на: единоличную, олигархическую, полиархическую. По правовому признаку – законную и незаконную, легальную и нелегальную. По признанию власти обществом – легитимную и нелегитимную. По сферам общественно жизни – экономическую, политическую, социальную, духовно-информационную.

В обществе власть может существовать в различных видах: партийная, семейная, религиозная. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Общеизвестно, что одним из главных признаков государства является наличие публичной власти.

Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Например, в ст. 1 Конституции Республики Беларусь записано, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику [1]. Государство само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела.Например, Законе Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» читаем, что основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:…формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами [17, п. 25].Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

- ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

- монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждение, силовые методы, смертная казнь), которыми не располагают другие субъекты политики;

- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

- прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государство осуществляет свою власть через определенные методы.

Методы говорят о том, как осуществляется государственная власть, при помощи каких способов, приёмов. Основными методами осуществления государственной власти являются: метод убеждения, метод принуждения и метод поощрения.

Метод убеждениев государственном управлении – это метод воздействия на сознание и поведение людей, представляющий собой совокупность мер воспитательного, разъяснительного и поощрительного характера, осуществляемый в целях повышения правосознания граждан и добровольного соблюдения и исполнения ими законов и других нормативно-правовых актов Республики Беларусь.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического характера государства, он должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.

В целом метод убеждения воздействует на индивидуальное и групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом определенных социальных ценностей.

Целью применения различных видов убеждения является воспитание внутренней потребности и стойких привычек должного правомерного поведения.

В своем содержании метод убеждения включает целостную систему разнообразных мер, приемов воздействия на сознание людей, а через сознание – на их поведение. Эти способы могут иметь разнообразные виды проявления, как путем словесного воздействия, так и через проведение организационных, поощрительных и иных мероприятий.

В правовой литературе различают следующие виды убеждения:

- агитационно-пропагандистская (организационно-массовая) работа;

- разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда);

- индивидуальная работа с отдельными лицами;

- критика антиобщественных поступков;

- организация наставничества и шефской работы;

- передача материалов на рассмотрение общественности и др.

Например, ст. 1.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает предупреждение административных правонарушений [3].

Кроме того, ст. 8.2 данного Кодекса формулирует очень важное положение о том, что при совершении малозначительного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [3].

Метод принуждения может выражаться в виде легального принуждения или в подавлении своих противников, связан с применением организованных сил государства в различных формах. Примером метода принуждения служит юридическая ответственность – это при всех обстоятельствах правовая реакция государства на правонарушение, предполагающая принудительное воздействие компетентного государственного органа на правонарушителя.

Например, ст. 365 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в деятельность сотрудника органов внутренних дел: «Воздействие на сотрудника органов внутренних дел с целью изменения характера его законной деятельности путем угрозы уничтожением или повреждением имущества либо распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые он желает сохранить в тайне, либо путем использования должностным лицом своих служебных полномочий –наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет» [4].

Метод поощрения выражается в виде определенного вознаграждения, награды, поощрения.

Например, в ст. 49 «Поощрение государственных служащих» Закона Республики

Наши рекомендации