Единство прав и обязанностей граждан

10. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов движения к формированию правового государства.

Первый этап - теоретическое осмысление философии правового государства.

Второй этап начинается, когда основные теоретические выводы о правовом государстве реализуют­ся в различных, документах (декларациях, конституциях, отдельных законах).

Третий этап характеризуется тем, что само общество созрело для восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия для дальнейшего продвижения идеи правого государства в реальной жизни.

Четвертый этап: когда государство образующее общество становится правовым, наступает время для реального - функционирования правового государства.

Исходя из этого, каждое общество может определить свое место на пути формирования правового государства. В масштабе всей России мы сегодня находимся на уровне осмысления его идей и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства. Нам необходимо:

1. Отрешиться от идеологии нищих и бедных.

2. Перестать рассматривать государство как благотворитель граждан, который в своей деятельности не имеет пределов.

3. Преодолеть идеологию безусловного примата общественных интересов над интересами личности.

4. Юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными.

5. Преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти.

6. Преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позво­ляющего рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общест­венных отношений в цивилизованном обществе.

7. Преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе.

8. Преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня - особенно самого высокого -объявлять свою волю правом и законом.

9. Покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения, для которого право, закон зачастую трактуются как категория, отражающая деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры.

10. Нельзя не учитывать ее огромную территорию России, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание, как управляющих, так и управляемых. Нам необходима Россия демократическая, признающая власть права Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, опреде­ляются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими фактора­ми, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.

11. Понятие системы права, отрасли права

Отрасли российского права— это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо большую сферу сходных общественных отношений. В числе основных компонентов отраслей системы права называют конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право, природоохранительное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право.

Система права — это все действующие в государстве нормы права, объединенные по отраслям права.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Эта отрасль права объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики РФ, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство нашей страны, избирательную систему, порядок образования и компетенцию федеральных органов государственной власти. Закрепленные Конституцией РФ принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления: Правительства РФ, федеральных министерств и других органов, устанавливает порядок прохождения государственной службы, а также систему административных проступков и порядок применения административных санкций к виновным лицам. Финансовое право является совокуп­ностью норм, регулирующих отношения, связанные с накоплением и распределением государствен­ных финансов. Составная часть этой отрасли — нормы, предусматривающие порядок составления и исполнения государственного бюджета. Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или частном владении, в связи с их использованием и охраной. Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участ­ников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственно­сти и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с хозяйственными организациями, предпри­ятиями. Природоохранительное право — это отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере освоения и использования обществом, государством, предприятиями, гражданами окружаю­щей природной среды. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Уголовное право — это совокупность норм, которые устанавливают основания уголовной ответст­венности и освобождения от нее, формулируют понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяют круг

12. Соотношение права и государства

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались 2 подхода. Первый - этатистский, исходивший из приоритета государства над правом.Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Считалось, что право находится в подчинении к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государ­ства.

Другой взглядна соотношение государства и права утвердился в среди сторонников т.н. школы естественного права. Они выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права.С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зренияна рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позицийи в тоже время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связьмежду государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, а носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой - мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчест-ва и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админист­ративный прецедент и др.).

13. Функции права и сферы его применения.

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Обще­социальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:

1. регулятивно-статическая- это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; право­способности физических и юридических лиц.

2. Регулятивно-динамическая- с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.

3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.

4. Оценочная- позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерно­сти чего-либо, решений поступков.5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

14. Норма права, ее структура

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), дея­тельность организаций, представляют собой правила поведения. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное приме­нение. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Структура, элементы правовых норм и способы их изложения,(структура "Если - то - иначе"): Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма права вступает в действие (время, место и т.д.). В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные. Диспозиция содержит само правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспози­ции подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определён­ные действия). Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы - вид и мера наказания, если субъекты не выполнили то или иное предписание или правило диспозиции. Кроме наказания санкция может выступать как поощрение. По степени определённости санкции подразде­ляются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные. Многие нормы права не имеют идеальной трёхэлементной структуры, т.е. одна из частей - гипотеза, диспрозия или санкция может отсутствовать. Многие нормы Конституции содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особен­ной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм.

15. Формы(источники) права.

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.

1. Правовой обычай:обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается.

2.. Судебный прецедент.Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

Наши рекомендации