Права лиц, лишенных свободы и содержащихся в исправительной колонии
Основополагающим международно-правовым документом, гарантирующим защиту прав лиц, подвергающихся задержанию или заключению, является Международный пакт о гражданских и политических правах — международный договор, обязательный для всех государств, которые ратифицировали его или присоединились к нему1. Пакт, в частности, предусматривает следующее:
"Статья 9
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
2. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.
3. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.
4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
5. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
Статья 10
1. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
2. a) Обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц;
b) обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения.
3. Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу".
Основой правового статуса лиц, лишенных свободы, следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан Российской Федерации с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Ограничения или лишение прав и свобод граждан в статусе осужденного содержатся не только в нормах закона, но и правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Соблюдение этих правил, выраженных в нормативных правовых актах, является одной из основных обязанностей осужденных (ч. 2 ст. 11 УИК РФ). Это прежде всего ограничение свободы передвиженияосужденных в пределах исправительного учреждения. Осужденным запрещено выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков жилых и производственных зон. Осужденные теряют право на приобретение ряда вещей продуктов питания, в том числе и не изъятых из гражданского оборота. Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают перечень вещей, изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к продаже и использованию осужденными к лишению свободы Осужденные ограничены в контактах с внешней средой, в том числе со своими близкими и родственниками.
В то же время с целью поддержания и развития социально полезных связей и их использования в воепитательной работе закон предусматривает возможность ведения переписки, отправления корреспонденции, свиданий с родственниками, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных переговоров и других форм общения со свободными гражданами. Закон закрепляет обязательность основного общего образования осужденных, как и всех граждан государства, не достигших 30-летнего возраста; допускается обучение осужденных в высших и средних специальных учебных заведениях.
Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, публиковаться в периодических изданиях, в многотиражных и стенных газетах исправительных учреждений, быть авторами художественных и иных произведений. Однако все собрания осужденных, как и публикации в ведомственной печати, организуются администрацией и находятся под ее контролем.
С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться дееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их правовой статус претерпевает определенные изменения.
5.ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ ПОТЕРИ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
Существуют категорий людей, которые при всем их желании не могут функционировать в соответствии с общепринятыми нормами жизни и труда. Имея примерно те же потребности, что и все люди, они неспособны самостоятельно удовлетворять их и обходиться без постоянной помощи и поддержки со стороны других людей. Их обычно называют инвалидами, или калеками. Причины инвалидности многообразны: социальные и природные бедствия, собственная неосторожность, безответственность других лиц, институтов и государства, физические, умственные или сенсорные дефекты и т. д. Инвалидность может быть постоянной или временной.
Инвалиды— люди, не способные работать на общих условиях по данной профессии или вообще вследствие заболевания, травмы или врожденного дефекта развития.
В силу этих обстоятельств инвалидам требуются условия, призванные хотя бы в какой-то степени компенсировать их физические недостатки — незрячесть, глухоту, неподвижность, отсутствие тех или иных конечностей или органов.
Люди, получившие инвалидность при выполнении ими своего человеческого, гражданского и общественного долга, как правило, пользуются и должны пользоваться уважением и заботой со стороны общества и государства. Последние должны взять на себя все последствия их инвалидности и создать им необходимые условия хотя бы на прожиточном уровне. Инвалиды по рождению и другие категории больных также обладают всей совокупностью прав и свобод человека.
Права этих категорий людей определяются декларациями ГА ООН «О правах инвалидов» (9 декабря 1975 г.) и рядом других международно-правовых актов. Они имеют право на надлежащее медицинское обслуживание и физическую терапию, а также на такое образование, обучение, восстановление и руководство, которые позволят им развивать свои способности и возможности.
Общество должно приложить все необходимые усилия для того, чтобы предупредить наступление инвалидности всех типов. Если она все-таки наступила, то необходимо предпринимать меры по реабилитации инвалидов, т. е. по оказанию им помощи для достижения оптимального физического и интеллектуального уровня деятельности вплоть до восстановления профессиональной трудоспособности. Все инвалиды, которые нуждаются во вспомогательных устройствах, должны иметь возможности, в том числе финансовые, чтобы ими пользоваться. Это может означать, что вспомогательные устройства должны предоставляться бесплатно или по такой низкой цене, которая будет доступна инвалидам и их семьям.
Не должно быть никакой дискриминации при трудоустройстве инвалидов. Фактическая реализация прав инвалидов предполагает строительство и реконструкцию общественных зданий, дорог и других мест общественного пользования, включая школы, жилые здания, медицинские учреждения, внутренние и внешние объекты, а также рабочие места, для обеспечения свободы передвижения инвалидов при их максимально возможной самостоятельности.
Государства должны активно поддерживать трудовую деятельность инвалидов. Такая поддержка может осуществляться через профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, налоговые льготы и др. Предприятия, нанимающие рабочих-инвалидов, имеют право на получение технической или финансовой помощи со стороны государства. Рабочие места, помещения, технологии, обучение следует проектировать и организовать таким образом, чтобы они были доступны лицам с различными формами инвалидности. (правило 8).
Инвалидам всех категорий следует обеспечивать возможность проживать совместно со своими семьями. Семьи инвалидов должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами для ухода за инвалидами. Пункт 2 правила 9 гласит, что «инвалиды не должны быть лишены возможности ощущать себя полноценными в половом отношении людьми, вступать в половые отношения и иметь детей», «иметь равный с другими членами общества доступ к вопросам планирования семьи».
Другой группой людей, с реализацией прав и свобод которых возникают сходные проблемы, являются так называемые лица с умственными затруднениями— действительными или приписываемыми. Международные инструменты по защите прав и свобод человека не устанавливают содержания понятий «лица с умственными расстройствами», «умственно отсталые» и т. д. И это не случайно. Каждое общество, каждый народ, каждая религия и цивилизация имеют свои собственные социальные, нравственные и иные нормы и системы ценностей.
Право человека на здоровье включает в себе право и на умственное здоровье. Общество и государство обязаны создавать условия, при которых это право гарантировалось бы. Если у людей случаются умственные расстройства, государство призвано помочь им восстанавливать утраченное ими здоровье и вернуться к полноценной жизни. Международные нормы отношения к людям с умственными расстройствами и права последних сформулированы в одобренных ООН декларации «О правах умственно отсталых лиц» (1971), в Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1993), а также в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993).
В соответствии с вышеуказанными документами все люди имеют право на оптимальное умственное здоровье, которое является частью общего здоровья человека и системы социальной защиты. С людьми с умственными расстройствами и лицами, считающимися таковыми, следует обращаться человечно, с уважением свойственного им чувства человеческого достоинства. Лица с умственными расстройствами не должны стать объектом какой бы то ни было эксплуатации, дискриминации и унижающего обращения. Они должны пользоваться всеми провозглашенными в международных соглашениях гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами. Любое решение о том, болен человек или нет, дееспособен он или ему нужен опекун, должно выноситься лишь после слушания вопроса независимым судом, учрежденным в соответствии с внутренним законодательством страны. Человек, дееспособность которого становится предметом обсуждения, должен быть представлен в суде.
Ни при каких условиях больной человек не должен принуждаться к труду. Он сам должен иметь возможность выбирать вид труда. За свой труд психически больной человек должен получать такое же вознаграждение, как и все здоровые люди.
Контроль за деятельностью подобных учреждений должен осуществляться судебным или другим независимым и беспристрастным органом, учрежденным в соответствии с внутренним законом государства и функционирующим в соответствии с процедурами, установленными этим законом.
Лица, отбывающие наказания за уголовные преступления, а также подследственные, оказавшиеся умственно больными, должны быть направлены в соответствующие лечебные учреждения. Больные имеют право подавать жалобы, а государства должны создавать соответствующий механизм инспектирования и изучения жалоб, а также установить соответствующие дисциплинарные или юридические процедуры оценки должностных проступков и нарушений прав пациентов.