Соотношение права и государства
3.1. Основные подходы к соотношению права и государства. Соотношение права и государства выражается главным образом в их единстве, различии и взаимодействии. Хотя это совершенно разные социальные явления, они, тем не менее, тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве и определенным образом взаимодействуют друг с другом.
В научной литературе в вопросе о соотношении права и государства традиционными считаются два подхода: этатистский, естественно-правовой и прагматический.
Этатистский (государственный) подход исходит и з приоритета (примата) государства над правом. С точки зрения этого подхода право есть продукт, результат деятельности государства. Оно всецело зависит от государства, поскольку им устанавливается или санкционируется.
Естественно-правовой подход в отличие от этатистского, наоборот, исходит из приоритета (примата) права над государством. Согласно этому подходу право возникает раньше, чем государство, и государственной властью не устанавливается. Более того, государство в своей деятельности должно быть связано правом и подчиняться ему.
Несложно заметить, что каждый из этих подходов базируется на определенном понимании права. Поэтому вопрос о соотношении права и государства связан с вопросом о понятии права и решается в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие. Если право рассматривать в общесоциальном смысле, как естественное право, то в соотношении с государством оно, безусловно, должно обладать приоритетом. Во-первых, оно возникает до и независимо от государства и, во-вторых, государство в принципе должно его учитывать. Трудно себе представить, чтобы государство вообще не признавало естественного права и никак не учитывало его в своих нормах. Желает оно того или нет, но как организация, управляющая обществом, государство вынуждено, хотя бы в минимальной степени, считаться с требованиями естественного права.
Иначе будет выглядеть соотношение государства с позитивным правом, т. е. с правом в юридическом смысле. Здесь уже бесспорен примат государства над правом, ибо позитивное право – продукт деятельности государства. Вместе с тем едва ли правильно абсолютизировать этот примат. Несмотря на то, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством и в них выражается государственная воля, позитивное право, как правило, не является произвольным творением государства. Государство, так или иначе, вынуждено считаться с тем, что уже созрело в обществе в качестве объективных потребностей, с признанной обществом свободой поведения участников общественных отношений, хотя, разумеется, не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться также волюнтаристские установления государства.
В современной отечественной теории государства и права предлагается еще один подход к соотношению права и государства – прагматический, который позиционируется как синтетический подход, позволяющий избежать крайностей в оценке соотношения права и государства. Согласно этому подходу соотношение права и государства надо рассматривать с точки зрения их единства, различия и взаимодействия, не заостряя внимания на том, чему следует отдавать приоритет – праву или государству. Разумеется, речь в данном случае должна идти о соотношении с государством только позитивного права.
3.2. Единство, различие и взаимодействие права и государства. Итак, рассматривая соотношение позитивного права с государством с точки зрения прагматического подхода, выясним, в чем заключается единство, различие и взаимодействие позитивного права и государства.
Как представляется, единство позитивного права и государства выражается в том, что позитивное право и государство возникают одновременно в силу одних и тех же причин, обусловлены экономическими, культурными и иными условиями общественной жизни, проходят одни и те же ступени в своем историческом развитии, связаны с регулированием общественных отношений, призваны обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
Различие позитивного права и государства состоит в том, что это совершенно разные социальные явления. Позитивное право – это система общеобязательных норм, тогда как государство – это политическая организация, осуществляющая управление обществом.
Взаимодействие позитивного права и государства проявляется в их тесной взаимосвязи и невозможности существования друг без друга. Позитивное право не может существовать без государства потому, что без него оно не может ни возникнуть, ни нормально функционировать. Нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством. Следовательно, без государства, без государственного участия позитивное право просто не способно появиться на свет. Вместе с тем без государства оно не способно и нормально функционировать, так как государство не только обеспечивает нормы позитивного права, поддерживая их силой своего принуждения, но и в необходимых случаях организует их реализацию.
В свою очередь государство не может обойтись без позитивного права, прежде всего, потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет, так сказать, конституирует. В нормах позитивного права закрепляются форма правления, форма государственного устройства, политический режим, система государственных органов и другие атрибуты государственной власти. Кроме того, государство использует позитивное право в качестве регулятора общественных отношений. С помощью юридических норм государство упорядочивает многие общественные отношения, направляя их развитие в нужное русло и создавая в обществе необходимый для себя и общества порядок.