Социальная сущность и функции государства
Под социальной сущностью государства понимается нечто главное, определяющее, устойчивое и закономерное в данном явлении, неразрывно связанное с его социальным назначением. Сущность государства – характеризует его смысловое содержание, она определяется характером, принадлежностью, назначением и осуществлением государственной власти в обществе. Таким образом, вопрос о сущности государства – это, фактически вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
В науке о государстве и праве выделяют два основных подхода к проблеме понимания сущности государства. Первый исходит из превалирующего влияния корпоративных (классовых) интересов, второй – из приоритета интересов общесоциального характера.
К первому подходу относятся так называемая «теория элит», «технократическая теория» и т.д. Но основное место, безусловно, занимает классовая (марксистская) теория, согласно которой государство призвано выражать, прежде всего, классовые интересы.
Согласно второго научного направления государство должно выражать интересы всего общества. Его основное социальное предназначение заключается в служении общественным интересам, в достижении некоего «общего блага», независимо от классовой градации.
Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции. В отечественных и зарубежных научных источниках встречаются различные варианты определения и характеристики функций государства.
Наиболее существенными признаками функций государства является то что:
1) Функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства.
2) В функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.
3) Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.
4) Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В самом общем виде функции государства можно определить как направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства.
В связи с тем, что государство выполняет множество различных функций, возникает необходимость их научной классификации. В юридической теории обосновываются различные подходы к проблеме классификации функций государства.
Критерии классификации функций государства:
1) По сфере государственной деятельности – внутренние, внешние.
2) По продолжительности – постоянные, временные;
3) По социальной значимости – основные, производные;
4) По содержанию государственной деятельности – политические, экономические, социальные, культурные, экологические и т.п.
I. Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. Согласно такого подхода, функции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства характеризуют его деятельность в пределах собственной территории. Как правило говоря о внутренних функциях государства используют содержательный критерий их классификации. В соответствии с этим критерием к внутренним функциям относят политические, экономические, социальные и др.
– политическая функция, включает в себя направления государственной деятельности в сфере обеспечения незыблемости государственного строя, организации и функционирования органов государственной власти;
– экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;
– социальная функция в наиболее общем виде может рассматриваться как совокупность целевых установок в основу которых положено стремление государства обеспечить условия достойного образа жизни для всех членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).
Внешние функции государства позволяют говорить о нем как о субъекте международных отношений. При этом с точки зрения содержательного критерия государство в сфере международных отношений осуществляет те же самые функции, что и во внутригосударственной сфере (политическую, экономическую, социальную и т.п.). Вместе с тем эти функции приобретают специфические черты, что собственно говоря и обуславливает необходимость различения внутренних и внешних функций. К собственно внешним функциям следует отнести функцию обеспечения государственного суверенитета, а точнее его внешнего проявления – независимости в международной сфере.
Рассматривая деятельность государства, направленную на обеспечение государственного суверенитета, следует отметить два основных пути. Прежде всего, это защита суверенитета, путем противодействия внешним попыткам нарушить территориальную целостность, политическую или экономическую самостоятельность государства. Вместе с тем, некоторые авторы защищают право государства на реализацию собственных геополитических интересов, предполагающих решение стоящих перед государством задач за счет вмешательства в дела другого государства, объявленного в одностороннем порядке зоной жизненных интересов. При этом в качестве идеологической подоплеки нередко используются теории обосновывающие «избранность» той или иной нации или народности и – как следствие – неполноценность всех остальных людей.
Защита государственного суверенитета на международной арене должна осуществляться так же посредством международного сотрудничества, которое рассматривается как процесс договорных отношений между государствами в целях получения определенных, позитивных результатов. На договорных отношениях основываются экономические, политические, социально-культурные, военные, спортивные связи. Немаловажной особенностью реализации данного вида функций государства является участие в интеграционном процессе государств с различными политико-правовыми системами.
II. В зависимости от времени осуществления выделяются постоянные и временные функции государства.
Постоянные функции государства не ограничены во времени и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшей постоянной функцией является забота государства о сохранении сообщества члены которого данное государство образуют (Конституция России к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). Данная функция в ряде случаев называется генеральной функцией государства. К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.
Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода, к примеру временными являются функции осуществляемые государством в условиях чрезвычайной ситуации.
III. Ряд авторов в качестве критерия классификации функций государства выделяет принцип социально-политической значимости; поэтому признаку различаются основные и производные функции.
Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п.
От функций государства следует отличать функции государственных органов. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства и как функция государственного органа – Государственной Думы. При этом Государственная Дума обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы относятся функции Совета Федерации – органа одобряющего принятый Государственной думой закон, Президента РФ подписывающего закон и, наконец государственных средств массовой информации в изданиях которых данный закон публикуется.
Процесс реализации функций государства предполагает различение правовых и неправовых (организационных) форм, в рамках которых осуществляются обозначенные функциями направления государственной деятельности. К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят – правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.
Правотворческая деятельность – это деятельность направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций возникающих в следствие их претворения в жизнь применения мер ответственности в отношении правонарушителей.
От эффективности исполнительно-распорядительной деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению предписаний правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п.
Правоохранительная деятельность – это правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Функции государства реализуются посредством определенных методов, т.е. приемов и способов. Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – экономическое прогнозирование, экономическое планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные современные подходы к пониманию феномена «государство».
2. В чем на Ваш взгляд отличие понятий «государство – страна»; «государство – социальная система»; «государство – организация публичной политической власти»?
3. Что такое социальная сущность государства?
4. Чем «классовая» сущность государства отличается от «общесоциальной»?
5. Дайте понятие и раскройте содержание основных признаков государства.
6. Сформулируйте определение государства.
7. Попытайтесь максимально коротко определить что такое государство.
8. Дайте понятие и характеристику признаков функций государства.
9. Проведите различие функций государства: а) по сфере действия; б) по времени действия; в) по степени социальной значимости.
10. В каких формах и при помощи каких методов реализуются функции государства?
Учебная литература:
1. Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 30 – 34; 49 – 53.
2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С. 64 – 65; 74 – 75.
3. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С. 8 – 9; 14-15; 11 – 19; 27 – 31.
Дополнительная литература:
4. Адашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2. С.97.
5. Бутянко А.П. Государство, его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. №7. С.107 – 115.
6. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999.
8. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. М.,1969.
9. Малый А.П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. №3.
10. Черноголовкин Н.В. Теория функций государства. М., 1970.
ТЕМА 3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Вопросы:
1. Понятие и структура государственного механизма.
2. Государственный аппарат.
3. Государственные органы.
4. Место ОВД в системе государственных органов.