Пути совершенствования формирования и использования ФСС
Изменения в социальном страховании работающих граждан приняты на основе положений принятых федеральных законов и практика их применения в 2010 году. ( от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)
С 1 июля 2011 года началось поэтапное реформирование системы социального страхования. Изменения касались порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству. Было внесено предложение изменить действующую "зачетную" систему (т.е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования Российской Федерации (его региональными отделениями). В 2011 году новая система или как еще называют "пилотный проект ФСС" выплат была опробована в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике. С июля 2012 года, к проекту присоединились Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. В настоящее время участниками реализации пилотного проекта являются 8 субъектов РФ. По одному из каждого федерального округа. В 2015 году пилотный проект расширит состав участников (см. таблицу ниже). Принцип отбора регионов основан на разном экономическом развитии субъектов РФ, что позволяет оценить эффективность действия нового механизма выплат пособий, а также выявить его недостатки.
Российские регионы, уже участвующие в реализации проекта, и те, кому это только предстоит, перечислены в таблице 4.
Таблица 4.
Дата начала пилотного проекта | Наименование региона | Документ |
С 1 января 2012 года | Карачаево-Черкесская Республика Нижегородская область | Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 |
С 1 июля 2012 года | Астраханская область Курганская область Новгородская область Новосибирская область Тамбовская область Хабаровский край | Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 |
С 1 января 2015 года | Республика Крым Севастополь | Постановление Правительства от 25.12.2014 № 1484 |
С 1 июля 2015 года | Белгородская область Республика Татарстан Ростовская область Самарская область | Постановление Правительства от 25.12.2014 № 1484 |
С 1 января 2018 года | Оставшиеся регионы России | Документ еще не принят |
Необходимо реализовать пилотный проект ФСС РФ и по Республике Алтай, т.е.:
• за Фондом социального страхования РФ закрепить функции администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• контроль их уплаты и расходования средств на выплату обязательного страхового обеспечения должен осуществляться исключительно Фондом социального страхования РФ.
Переход на уплату страховых взносов не повлечет дополнительной нагрузки на работодателей, так как сохранен тариф страховых взносов в размере 2,9% (ставка ЕСН также была равна 2,9%).
Федеральным законом установлено, что максимальный размер страхуемого заработка, т.е. заработка, на который начисляются страховые взносы, составляет 415 тысяч рублей за календарный год.
Если фактический заработок превышает 415 000 рублей, то страховые взносы на сумму превышения не начисляются, и эта сумма не учитывается при исчислении пособий по социальному страхованию.
Большая часть поправок, внесенных в законодательство о социальном страховании и вступающих в силу с 1 января 2010 года, была направлена на регулирование выплат, начисляемых на основании больничных листков - пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам. Основным документом, регламентирующим порядок начисления указанных пособий, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Так же за счет средств социального страхования работникам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачиваются пособия в следующих страховых случаях:
1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (кроме временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
2) беременность и роды;
3) рождение ребенка (детей);
4) уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется суммой заработка работника, на который начислены страховые взносы. Если взносы начислялись на максимально возможную сумму страхуемого заработка за календарный год, то размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составит:
- при страховом стаже до 5 лет (60% среднего заработка) – 20750 рублей;
- при страховом стаже от 5 до 8 лет (80% среднего заработка) – 27666 рублей;
- при страховом стаже более 8 лет (100% среднего заработка) – 34583 рубля.
Если, к примеру, средний страхуемый заработок работника составил 300 тысяч рублей за календарный год, тогда размер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа составит за полный календарный месяц, соответственно, 15000 (60%), 20000 (80%) или 25000 рублей (100%).
Суть этих режимов в том, что страхователь осуществляет платежи в ФСС не от фонда оплаты труда, а в форме составной части специального налога — единого сельхозналога, единого налога на вмененный доход и т.п.
С принятием нового законодательства о страховых взносах законодатель уравняет организации, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками.
Основные преимущества пилотного проекта ФСС заключаются в следующем.
Во-первых, застрахованные лица гарантированно получат пособия в случае "исчезновения" работодателя. Во-вторых, это "прозрачность" выплат пособий, без участия посредников. И в-третьих, снижается нагрузка на работодателя при исчислении и выплате пособий.
Заключение
Таким образом, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Основными задачами ФСС являются:
обеспечение гарантированных государством пособий;
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС образуются за счет:
1) страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
2) доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;
3) добровольных взносов физических и юридических лиц;
4) ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а 1акже на другие цели;
5) прочих доходов (не принятые к зачету расходы на выплату пособий повременной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам и т.н.).
Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:
1) выплаты по временной нетрудоспособности;
2) санаторно-курортное лечение;
3) социальная помощь семьям, имеющим детей.
Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования показал, в 2013 году сумма доходов фонда социального страхования уменьшилась на 2,6% по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 г. – увеличилась на 0,8%. При этом расходы фонда уменьшились в 2013 г. на 1%, а в 2014 году – этот показатель стал меньше на 5,1%.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством поступили в 2014г. в сумме 416 061,1 млн. рублей, или 98,7 процента к запланированным.
Наибольший удельный вес в структуре расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приходится на ежемесячные страховые выплаты — 59,2 %.
Основная часть расходов фонда (353,6 млрд. руб. в 2014г., или 72,0% всех расходов; в 2013г. - 65,3%; в 2012 г. – 69,9%) направлена на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет и другие выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год" N 257-ФЗ
2. Федеральный закон от 14 октября 2014 г."Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 год" N 297-ФЗ
3. Федеральный закон от от 05.10.2015 «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год» N 280-ФЗ
4. Бюджетный кодекс [Электронный ресурс]: URL http://www.consultant.ru/popular/budget/ (Дата посещения: 12.11.2015)
5. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 15.05.2014) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" [Электронный ресурс]: URL www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114385/ (Дата посещения: 12.11.2015)
6. Иванов В. Социальное страхование: время модернизации // Вестник государственного социального страхования. - № 6. – 2010.
7. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в РФ: учебное пособие /Т.М. Ковалева, С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2009.
8. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ 3-e изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 393с.
9. Павлова В.Н. Полномочия участников бюджетного процесса. – М., 2008.
10. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL http;//fss.ru (Дата обращения: 12.11.2015)
11. Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай [Электронный ресурс]: URL http;//fss04.ru (Дата обращения: 12.11.2015)
[1] Фонд социального страхования РФ//[Электронный ресурс]:URLhttp://www.pravo.vuzlib.net/book_z338 (дата обращения 29.10.2015)
[2]Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 12.08.2011) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114385/ (дата обращения 1.11.2011г.)
[3] Финансы и кредит: Учебник / Под. ред. Романовского М.В. – М.: Высшее образование, 2007.
[4]Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 12.08.2011) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114385/ (дата обращения 2.11. 20111
[5] Сайт Фонда социального страхования РФ [Электронный ресурс] http://fss.ru/ru/news/2015/163896.shtml Дата обращения: 12.11.2015