Соотношение государства и права
Государство– это политико-правовая организация, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Право– система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Выделяют 3 основных типа взаимоотношения между государством и правом:
1)Этатически-тоталитарная концепция - государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2) Либеральная концепция - право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
3) Прагматическаяконцепция- государство создает право, но связано им. Государство и право нерасторжимы. Они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга.
1) Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право:
а) возникают и развиваются совместно;
б) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
в) выступают средствами управления, инструментами власти;
г) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
д) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т. п.
2) Различия между государством и правом:
а) по содержанию
i) государство - особая организация политической власти,
ii) право - социальный регулятор;
б) по форме выражения
i) государство - выражает силу,
ii) то право - волю;
в) по механизменной части(первичному элементу)
i) государство- государственный органи учреждения,
ii) право– нормы,которые объединяются в правовые институты, отрасли;
г) в зависимости от системы
i) государство - входит в политическую систему общества
ii) право - в нормативную систему
д) они также не совпадают по формам, функциям и т. д.
3) Взаимодействие государства и права:
а) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). Государство в буквальном смысле не творит, не создает право, оно юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей, притязаний - общественных правовых и нравственных идеалов и других общезначимых факторов. Государство придает праву важные свойства - формальную определенность, общеобязательность. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
б) с другой стороны, право воздействует на государство. Право юридически оформляет государство, регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, подчиняет деятельность государства определенному правовому режиму, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. С помощью права определяются вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно становится правовым и контролируемым.
Государственный суверенитет: понятие и аспекты
Государственный суверенитет– это политико-правовое свойство (признак) государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
2) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела, осуществлять любую законную деятельность как внутри государства, так и вне его.
Виды суверенитетов
1) Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств. Характеристика:
а) Государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;
б) Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;
в) Государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;
г) Государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;
д) Государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.
2) Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.
В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.