Источники правового регулирования несостоятельности
Исторически сложилось так, что во всех изучаемых странах главным источником правового регулирования был и до настоящего времени, даже в странах прецедентного права, остается закон.
Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относятся к середине XVI века. Законодатель того времени видел свою задачу в превентивном воздействии на торговый оборот, устанавливая жесткие нормы уголовного характера.
Однако, как показывает практика, даже самые жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников, не могли предотвратить новых банкротств, более того, должники, опасаясь уголовно-
го наказания, продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредиторов.
Постепенно увеличивалось количество норм гражданско-право-вого характера, законодательство становилось все более «цивильным», существенно менялись цели законодательства о несостоятельности. Уже в первой половине XX века основной целью законодательства было прежде всего обращение имущества банкрота в наличные деньги для распределения их между кредиторами, а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженности и предоставление ему возможности начать все с начала без обязательств и долгов, возникших из-за коммерческой неудачи.
В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм, направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.
На пути к достижению этих главных целей современное законодательство, используя в разных странах различные юридико-технические приемы, решает ряд практически важных вопросов:
1) охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника; 2) охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов; 3) охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.
Несостоятельность является одним из немногих институтов гражданского и торгового права, в регулировании которого законодательные органы всех стран сыграли решающую роль и в настоящее время проявляют чрезвычайную активность. Как отмечает американский юрист Г. Ласк, «после каждой серьезной депрессии сенат Соединенных Штатов вновь изучал законодательство о несостоятельности»'.
Во Франции в 1983 году началась работа по подготовке реформы законодательства, которая завершилась принятием в 1985 году закона № 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, декрета № 85-1388 о восстановлении предприятия и ликвидации имущества предприятия в судебном порядке и закона о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий. В настоящее время эти акты являются основными источниками правового регулирования рассматриваемого правового-института.
В Германии работы по кодификации конкурсного права начались в 1870 году и были завершены принятием 2 декабря 1877 г. конкурсного устава (ГКУ) (Konkursordnung), который был опубликован 10 февраля 1879 г.
Конкурсный устав 1877 года состоял из трех книг, разбитых на 214 параграфов: книга I «Материальное конкурсное право» (§ 1— 63), книга II «Конкурсное производство» (§ 64—208) и книга III «Уголовные постановления» (§ 209—214). Принятый устав в
Ласк Г. Гражданское право США.— М„ 1961.— С. 750.
442
основе своей имел прусский закон. Введение в действие гражданского и торгового уложений не могло не повлиять на конкурсное право. Конкурсный устав был подвергнут переработке, которая существенно не затронула основных положений закона, а что касается юридико-технической стороны, то в результате переработки число параграфов увеличилось до 244.
Конкурсный устав 1877 года в редакции 1898 года является действующим законом. Правда, необходимо отметить, что в течение XX века было принято более 20 законов, в той или иной степени изменивших или дополнивших текст более 50 параграфов.
В 1976 году законом о борьбе с экономическими преступлениями была отменена книга III ГКУ, содержавшая уголовно-право-вые постановления. Большое значение имеет также закон о мировых сделках 1935 года.
В Швейцарии действует федеральный закон об исполнительном производстве 1889 года.
В Англии в 1914 году был принят закон о банкротствах (Bankruptcy Act of 1914), который в известной степени подвел итог предшествующему развитию законодательства и судебной практики. В этот закон уже в 1926 году были внесены поправки. Существенные изменения вносились в законодательство о банкротствах в 1976 и 1985 годах. Однако уже в 1986 году была проведена крупная реформа законодательства о банкротствах, сравнимая по масштабу с реформой 1914 года. В результате был принят закон о неплатежеспособности 1986 года (Insolvency Act of 1986), который полностью отменил закон о банкротствах 1914 года, а также все положения закона о компаниях 1985 года в части, касающейся прекращения компаний вообще и неплатежеспособных — в частности. Закон о неплатежеспособности 1986 года в настоящее время является основным источником правового регулирования конкурсного производства в Англии.
В США правовое регулирование вопросов несостоятельности отнесено к компетенции конгресса. В XX веке законодательство США о несостоятельности имело в своей основе федеральный закон 1898 года, в который вносилось очень много поправок, что в конечном счете привело к нарушению его структуры. Наиболее серьезные изменения в закон 1898 года были внесены в 1938 году. В 1970 году была начата подготовка к реформе законодательства о несостоятельности. Эта работа была завершена принятием нового закона № 95-598 — Bankruptcy Act, приведшего к полной реформе ранее действовавшего законодательства. Новый закон вступил в силу 1 октября 1979 г. Закон 1979 года обладает сложной структурой и предусматривает множественность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. Кроме того, в новом законе нашли отражение некоторые тенденции, направленные на отход от традиционно сложившихся в англосаксонском праве категорий и сближение по некоторым вопросам с законодательством континентальной Европы.
443