Формы демократии в российском обществе
Слово «форма» означает способ выражения и существования содержания. «Форма дает бытие вещи», — утверждали римские юристы, полагая, что своей формой (внешними признаками) одна вещь отличается от другой. Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания1.
Вопрос о форме демократии так или иначе связан с уяснением того, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, как в этой связи проявляют свою волю. Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления или выражения воли и интересов различных слоев общества вовне.
В зависимости от того, каким путем — прямым или косвенным — выражаются воля народа и интересы общества, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, иных управленческих структур, ученые-политологи и юристы различают следующие две разновидности демократии: прямую (непосредственную) и представительную. Непосредственная демократия и представительная демократия — разные способы формирования органов государства, выражения, реализации воли субъектов власти, субъектов политической жизни.
Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непосредственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественными делами, на позицию и деятельность избранных ими политических деятелей.
Прямая демократия в историческом аспекте представляла собой формы организации древнегреческого общества (Афины, Спарта). Суть прямой демократии здесь состояла в следующем: в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, скажем, о величине и способе взимания налогов. Окончательное Решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление. Обращает на себя внимание то, что в Древней Греции впервые сформировались такие политические институты как народное собрание, выборы должностных лиц и др.
К признакам непосредственной демократии относятся: прямое волеизъявление соответствующих субъектов; реализация ими политического права на участие в управлении делами государства, иных социальных образований; обязательность и окончательность принимаемых решений. В этом аспекте существенно то, что формы непосредственной демократии обычно призваны не заменять а дополнять институты представительной демократии.
В настоящее время в России к прямой (непосредственной) демократии относятся:
прямые выборы;
референдум;
отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);
народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);
формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан и т. д.) и др.
Организация таких форм прямой демократии, как прямые выборы депутатов представительных органов государственной власти, референдумы, четко регламентирована соответствующими нормативными актами — Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законодательными актами субъектов Федерации. Обратим внимание на особенности названных форм прямой демократии.
Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.
С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует назвать:
- федеральные выборы, направленные на избрание федеральной законодательной власти (Государственная Дума Федерального Собрания РФ), в которых принимают участие все граждане государства; ,
- региональные выборы, т. е. выборы в республиканские, краевые и областные законодательные собрания;
- местные выборы, по результатам которых формируются местные органы власти, например, представительные в системе местного самоуправления.
В зависимости от способа волеизъявления избирателей выделяют выборы:
-прямые — когда отношение к кандидату выражается непосредственно;
-косвенные – когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, выборы глав муниципальных образований нередко осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления).
Основные положения при проведении выборов любого уровня на всей территории России содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 N° 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум, т. е. форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта Российской Федерации) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).
В России референдум как институт непосредственной демократии регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Существенные особенности референдума позволяют рассматривать этот институт в качестве высшей формы непосредственной демократии в Российской Федерации.
Существенно то, что решения, принятые на референдуме Российской Федерации, являются общеобязательными и не нуждаются в дополнительном утверждении. В качестве недостатка референдума признается ограниченность выносимых на него вопросов и предподагаемость однозначных на них ответов.
В целом можно сказать, что референдум — один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших Опросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, Принимает правотворческое решение.
Представительная демократия, судя по названию, отличается следующим: население, имеющее право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (в России — депутатов), которые от имени народа осуществляют законодательную или муниципальную власть. Представительная демократия включает следующие компоненты: систему избираемых представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления; выборных должностных лиц государства или местного самоуправления (депутат, глава муниципального образования); систему нормативных правовых актов, на основании которых функционируют институты представительной демократии; отношения связи избранных лиц с избирателями, населением, информирование о своей деятельности и мероприятиях соответствующего представительного органа и др.
Следовательно, речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии — в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы, иные управленческие решения, распоряжения.
Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда принимаются сложные решения, требующие основательной, всесторонней предварительной подготовки, т. е. решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Отметим весьма важное положение: представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной демократией® компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.
Представительная демократия, означающая осуществление власти народом через своих представителей, — наиболее результативная форма демократии в современной России.
К недостаткам представительной демократии в юридической литературе относят следующие: существует тенденция развития бюрократии и коррупции в системе представительных структур, депутатского корпуса; нередко проявляется отрыв представителей от своих избирателей; имеет место принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т. д. Есть факты манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятия неугодных большинству депутатов решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.
По-видимому, в целом непосредственная демократия и представительная демократия соотносятся, в том смысле что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та и другая форма демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.