Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

· эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

· инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

· профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

· регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает:

· государственные и иные нормативные акты;

· государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

· прямое, или административное, управление;

· косвенное, или экономическое, управление рынком.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

· установления обязательных требований по всем участникам рынка ценных бумаг;

· регистрация участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

· лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

· поддержание правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком осуществляется государством через:

· систему налогообложения;

· денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

· государственные капиталы (госбюджет и т.п.);

· государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы, земли).

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Права саморегулируемой организации:

· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

· осуществление профессиональной подготовки кадров;

· контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

· информационная деятельность на рынке;

· обеспечение связи и представительства интересов участников рынка в государственных органах управления.

Саморегулируемыми организациями обычно являются организаторы рынка ценных бумаг (биржи) и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Глава 14. Эволюция и тенденции развития российского и мирового рынков ценных бумаг.

Фондовые биржи России.

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917г.), затем советский период (с НЭПа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.

Исторической точкой возникновения российского фондового рынка можно считать 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.

К 1911г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Петербургской бирже котировались лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний. Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чье имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах.

Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:

· действительных членов;

· постоянных посетителей;

· гостей.

В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных кооперативных предприятий, а также допущенные к обращению в СССР иностранных ценных бумаг.

Погашение всех послевоенных займов закончилось в декабре 1991г. В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики.

Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.

Наши рекомендации