Методические рекомендации. При написании курсовых работ следует учитывать, что трудовой стаж по праву
При написании курсовых работ следует учитывать, что трудовой стаж по праву социального обеспечения - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, с которой закон связывает наступление установленных юридических последствий (например, право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности, некоторые социальные льготы). В общий трудовой стаж засчитывается и работа гражданина по договорам подряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам.
С принятия Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в пенсионное законодательство был введен новый термин — «страховой стаж».
Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности на территории РФ застрахованного в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Трудовой стаж в соответствии со ст. 2, 20 Закона о пенсионном обеспечении — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, которая засчитывается в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии.
К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:
• период прохождения срочной военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;
• период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
• период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
• период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
• период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
• период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой
стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы.
Действующее законодательство различает три вида трудового стажа: общий, специальный и непрерывный. Так, общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности. Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. Непрерывный трудовой стаж сохраняется при переходе работника с одной работы на другую при соблюдении установленных перерывов в работе.
Значение указанных видов трудового стажа в пенсионном обеспечении различно. Общий трудовой стаж определяет, как правило, право гражданина на получение пенсии по возрасту.
Со специальным трудовым стажем связывается возможность назначения работнику пенсии на льготных условиях в зависимости от обстоятельств, в которых протекала его трудовая деятельность (например, подземная работа, работа с вредными условиями труда и т.п.), или от места работы (районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению), а также от занятия определенной профессиональной деятельностью (военнослужащие, государственные служащие).
Непрерывный трудовой стаж в основном имеет значение для определения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Во втором вопросе следует отметить что согласно п. 4
ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж включаются следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г.:
• периоды работы в качестве рабочего, служащего (том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
• периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
• служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;
• периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в течение работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
• период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
• периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.
Раскрывая третий вопрос, следует определить понятие специального трудового стажа. Он связан с особым условиями труда, неблагоприятным воздействием подземной и ряда других работ и производств на профессиональную трудоспособность и продолжительность жизни занятых на них граждан. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, о государственной гражданской службе Российской Федерации и др. Специальный трудовой стаж дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии общеустановленного трудового стажа и определенного стажа работы в особых условиях.
Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.
Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.
При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1,а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).
Выслуга лет представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия.
В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим.
До 01.01.2002г. круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости), условия назначения которой изложены выше.
Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:
• военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);
• прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины;
• сотрудники налоговой полиции;
• сотрудники федеральной фельдъегерской связи.
Непрерывный трудовой стаж представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков.
Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:
1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца. При увольнении после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, если перерыв в работе не превысил трех недель;
2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:
а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;
3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:
а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;
б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;
4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:
а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.
В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение:
- для определения размера пособия по временной нетрудоспособности;
- установления надбавок к заработной плате;
- предоставления дополнительного отпуска; и т.д.
Четвертый вопрос посвящен порядку подтверждения трудового стажа. В соответствии со ст. 18 Закона о трудовых пенсиях перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Доказательствами трудового стажа, приобретенного до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», являются документы, выдаваемые в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями (трудовые книжки, справки, архивные документы и т.п.)
Стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С 01.01.1997 г.
на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — это совокупность сведений о поступивших страховых взносах за него и другой информации, содержащей идентификационные признаки, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица. Индивидуальный лицевой счет должен содержать следующие сведения:
• страховой номер;
• фамилию, имя и отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении;
• дату рождения;
• место рождения;
• пол;
• адрес постоянного места жительства.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 30.08.1996 № 123 сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, отнесены к категории конфиденциальной информации.
Стаж работы может устанавливаться на основании показаний двух свидетелей или более, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т.д.).
Основным документом, подтверждающим стаж работы до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся таковые об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки
из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и пр.
Законодательство и литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993г. Ст.Ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41, 45, 46, 53. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19 апреля 1991г. (с послед. изм. и доп) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
3. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991г. (с послед. изм. и доп) // Ведомости РФ. - 1992. - № 32. - Ст. 1861.
4. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: закон РФ от 12 фев. 1993г. (с послед. изм. и доп.) // Ведомости РФ. - 1993. - № 9. - Ст. 328.
5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования: Федеральный закон от 1 апр. 1996 № 27-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1401.
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от от 15 дек. 2001 № 166-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
7. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 дек. 2001 № 173-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - № 52. - Ст. 4920.
8. О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 16 августа 1995г. (с послед. изм. и доп) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3442.
9. Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 31. - Ст. 3110.
10. Об утверждении разъяснения «О некоторых периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии»: Постановление Минтруда России и Минюста России от 9 апреля 1996г. // Бюллетень Минтруда России. - 1996. - № 5.
11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения: Учеб. / М.Л. Захаров. – М. - 2006. - С. 35-54.
12. Беляев В.П., Мачульская А.Н., Фарберова О.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - 2-изд. М., - 2003. - С. 42 -60.
13. Беклемышева Е.Е. Конвертация трудового стажа: проблемы, решения (из опыта работы отдела кадров профессионального лицея) // Трудовое право. - 2006. - № 7.
14. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Стремоухова. – М.: Норма, - 2003.
15. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2006.
16. Стремоухов А.В., Никифорова Н.Н., Никонов Д.А. Практикум по праву социального обеспечения. - М., - 2004.
17. Фирстова С.Ю. Старый трудовой стаж и новая пенсия, 2005.