Состав административного правонарушения
Под составом административного правонарушения следует пониматьустановленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.
Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака:
— объект;
- объективная сторона;
— субъект;
— субъективная сторона.
Если хотя бы один из четырех указанных выше признаков состава отсутствует, то деяние не может быть признано проступком или преступлением.
Объектом правонарушенияявляются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок, и т. д.
Объективная сторона проступка— это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.
Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.
Содержание объективной стороныможет включить характер действия или бездействия:
неоднократность— совершение двух или более однородных административных правонарушений;
повторность— совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному взысканию;
длящееся правонарушение— деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Является единым независимо от продолжительности.
Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что продолжаемый проступок— это несколько действий, каждое из которых является проступком; как правило, они объединены единым умыслом.
Субъектами административного правонарушенияявляются вменяемые, достигшие определенного возраста физические лица и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, например, водители или должностные лица; организации, а к ним приравнены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Принято различать два вида субъектов административного правонарушения:
1. Индивидуальный— граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом, совершившие административное правонарушение. К данному виду субъектов относятся граждане и специальные лица, т. е. лица, обладающие специальным административно-правовым статусом, с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.
2. Коллективный— юридические и иные коллективные образования, совершавшие административное правонарушение. Организации признаются субъектами административного правонарушения нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, природоохранительное и т. д.
Существует два вида признаков субъекта административного правонарушения:
Общие— признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности, — вменяемость и достижение на момент совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Специальные— признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения, например, должностное лицо, водитель автомобиля, работник предприятия торговли;
прошлое противоправное поведение, например, лицо, находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности;
иные особенности правового статуса, например, иностранные граждане, военнослужащие.
Субъективная сторонаадминистративного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет вина,которая может быть в форме умысла или неосторожности.
Умысел— умышленное деяние; лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
В некоторых статьях Кодекса об административных правонарушениях прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленная порча паспорта или утрата его по небрежности (ст. 19.16 КоАП).
Об умышленной вине может свидетельствовать характер совершения правонарушения, например, неповиновение законному распоряжению работника милиции военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо сотрудника органов уголовно- исполнительной системы. (ст. 19.3 КоАП) др.
Неосторожность.Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть.
Различаются две формы неосторожной вины:
легкомыслие— это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить;
небрежность— непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.
От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда,так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.
С невиновным причинением вреда иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.
При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деяния. Нередко они содержат лишь возможность их наступления.
Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы государства и личности.