Основание и порядок привлечения административной ответственности

Ответственность:

1) Предупреждение – выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании ЮЛ или ФЛ или устное предупреждение;

2) Административный штраф – денежное взыскание, выраженное в рублей массе. Размер предусмотрен кодексом об административном правонарушении. Минимальный размер – 100 рублей, максимальный – для граждан – 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для ЮЛ – 1 млн. руб.

3) Решение специального права – на охоту, на управление ТС, срок от 1 месяца до 3 лет.

4) Административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества сроком от 15 суток до 30 дней.

5) Дисквалификация – решение права занимать определенные должности на срок от 6 месяцев до 3 лет.

6) Административное приостановление деятельности– временное прекращение сроком до 5 суток.

7) Дополнительные виды– возмездное изъятие орудия совершения или предмета правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета правонарушения, административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан.

За одно административное правонарушение может назначаться один основной вид наказания или один основной и один дополнительный вид.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

- административные комиссии;

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы внутренних дел;

- органы государственной инспекции.

Таким образом, административное правонарушение или проступок – это действие или бездействие, посягающее на государственный порядок и общественный, на государственную собственность, на порядок управления в государстве, проступки, посягающие на права, свободы человека и гражданина.

Основания и порядок применения мер административной ответственности

Основаниями административной ответственности являются:
Нормативное основание - нарушение административно-правового запре-та. Фактическое основание - совершение административного правонарушения. Процессуальное основание - издание правоприменительного акта. Производство по делам об административных правонарушениях преду-сматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.
Стадия производства по делам об административных правонарушениях - относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкрет-ные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление ре-зультатов .
В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:
первая - возбуждение административного дела и направление его по под-ведомственности (административное расследование);
вторая - рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;
третья - обжалование и опротестование решения (пересмотр постановле-ния);
четвертая - исполнение постановления, вынесенного по административ-ному делу.
Эти стадии нашли свое нормативное закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.
КоАП РФ - основной закон, регулирующий административную ответст-венность. КоАП РФ регулирует вопросы административной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне.
Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нару-шение регулятивных норм, установленных федеральными правовыми актами.
В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об админист-ративных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принуждения (мер обеспечения произ-водства по делам об административных правонарушениях).
Почти все федеральное законодательство об административной ответст-венности сосредоточено в КоАП РФ. В этом главном нормативном акте по дан-ному вопросу и содержится подавляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.
Главные особенности этого Кодекса в том, что он:
во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;
во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц;
в-третьих, регламентирует ответственность за административные право-нарушения в административном и в судебном порядке.
В отличие от кодексов-старожилов - УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ - КоАП РФ содержит две группы норм:
1) материальные, которые закрепляют общие положения и принципы от-ветственности, составы правонарушений, перечень административных наказа-ний и принципы их применения (I и II разделы КоАП РФ);
2) процессуальные, регулирующие производство по делам об админист-ративных правонарушениях (разделы III-V КоАП РФ).
В 90-х гг. XX в. стало ясно, что для борьбы с правовым нигилизмом орга-низаций, особенно частных, необходимо широко использовать административ-ные санкции. К ним в России невозможно применить уголовные и дисципли-нарные меры карательного воздействия. Административная ответственность, административные наказания - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.
Объединение в одном законе норм об административных правонаруше-ниях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное зако-нодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.
Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального адми-нистративного права .
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об администра-тивных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, пре-дусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения .
Протокол об административном правонарушении является процессуаль-ным документом, служащим основанием для возбуждения производства по де-лу об административном правонарушении и принятия решения по нему. По окончании предварительной подготовки протокол и другие материалы о право-нарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Законодатель так-же в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о пре-кращении дела об административном правонарушении.
Протокол или постановление прокурора об административном правона-рушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола (вынесе-ния постановления) об административном правонарушении. Протокол (поста-новление прокурора) об административном правонарушении, совершение кото-рого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немед-ленно после его составления (вынесении).
Рассмотрение дела об административном правонарушении .
Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом кол-легиально органа, должностным лицом. К таким обстоятельствам относятся: родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об адми-нистративном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физи-ческого или юридического лица, защитника или представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела .
При наличии таких обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.
Постановление о наложении административного наказания обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.



Наши рекомендации