Политической системы общества
1.1. Понятие политической системы общества.Прежде чем рассматривать вопросы, характеризующие связь государства с политической системой общества и ее элементами, необходимо прежде выяснить, что понимается под политической системой общества. Сразу же следует отметить, что вопрос о понятии политической системы общества в отечественной науке относится к числу дискуссионных и не имеет однозначного решения. На сегодняшний день в этом вопросе сложилось два основных подхода: широкий и узкий. Сторонники широкого подхода рассматривают политическую систему общества как достаточно сложное образование, в составе которого выделяют самые разнообразные элементы: политические организации, политические нормы, политические отношения, политическую культуру и многие другие политические явления. Сторонники же узкого подхода считают широкую трактовку политической системы несостоятельной в связи с тем, что политическую систему не могут составлять разнородные элементы. Поэтому под политической системой общества они понимают только взятые в совокупности политические организации, функционирующие в обществе.
Широкий и узкий подходы в понимании политической системы общества сформировались еще в 70-е гг. прошлого столетия, т. е. с того самого времени, когда в отечественной науке стало использоваться понятие «политическая система общества». До этого использовалось понятие «политическая организация общества», под которой чаще всего понимали совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества. После того как в научный оборот вошло понятие «политическая система общества», возникла проблема соотношения понятий «политическая организация общества» и «политическая система общества». Решение данной проблемы породило три точки зрения, одна из которых не получила поддержки среди ученых[89], а две другие сохранили свою актуальность до настоящего времени[90].
Не вдаваясь в полемику по поводу соотношения понятий «политическая организация» и «политическая система» общества, отметим, что трактовка политической организации общества как совокупности государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества, представляется не вполне состоятельной. Политическая организация общества – это не просто совокупность государственных и негосударственных организаций, участвующих в политической жизни общества, а само политическое устройство общества. Иными словами, политическая организация общества говорит о том, как устроено общество в политическом отношении, какие политические институты в нем существуют и как они взаимодействуют друг с другом. В результате в обществе складывается определенная политическая система, состоящая из ряда связанных между собой элементов. Вследствие этого едва ли правильно ставить знак равенства между политической организацией общества и его политической системой, как это делают некоторые исследователи. Скорее всего, политическая система общества – это не сама политическая организация, а ее результат.
Политическая система общества представляет собой довольно сложное образование. Это сложный социальный организм, в состав которого входят практически все политические явления общественной жизни. Говорить о том, что политическая система не может состоять из разнородных элементов, нет достаточных оснований, поскольку и в природе, и в обществе существует сколько угодно систем, состоящих из самых разнородных элементов. Например, само общество представляет собой систему, состоящую из множества самых разнообразных, разнородных элементов. В то же время необходимо иметь в виду, что различные политические явления, входящие в состав политической системы общества, играют в ней неодинаковую роль и несут разную функциональную нагрузку. Одни из них выступают в качестве основных звеньев, олицетворяющих собой политическую систему общества, другие связывают эти звенья в единую систему, третьи упорядочивают взаимоотношения между этими звеньями и т. д. и т. п.
Основными звеньями политической системы общества, как принято считать, являются существующие и функционирующие в обществе различные политические организации (государство, политические партии, иные негосударственные объединения, деятельность которых так или иначе связана с политикой). Они, по сути, и олицетворяют собой политическую систему общества. Данные организации определенным образом связаны между собой, так или иначе взаимодействуют друг с другом и в своем единстве образуют определенную систему со всеми присущими ей признаками: компонентностью, интегративностью, организованностью и т. д. С учетом этого политическую систему общества в самом общем виде можно определить как взятые в единстве и взаимосвязи действующие в обществе политические организации, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.
Предложенное определение, разумеется, не отражает всех сторон и особенностей политической системы общества. В нем акцентируется внимание лишь на основных ее звеньях, которые, как было сказано, олицетворяют собой политическую систему общества. Но чтобы получить о политической системе общества более полное представление, необходимо рассмотреть ее структуру, т. е. ее внутреннее строение и те элементы (компоненты), из которых она состоит.
1.2. Структура политической системы общества.Вопрос о структуре политической системы общества, как и вопрос о ее понятии, тоже не имеет единообразного решения в науке. В частности, сторонники узкой трактовки политической системы в качестве ее структурных элементов чаще всего называют государство, политические партии, иные негосударственные организации (объединения), деятельность которых носит политический характер или связана с политикой. Подобная трактовка, хотя и акцентирует внимание на главных структурных элементах политической системы общества, тем не менее, не высвечивает других ее элементов. В этой связи более удачной представляется позиция сторонников широкой трактовки политической системы общества, которые наряду с государством, политическими партиями, иными негосударственными объединениями в структуре политической системы выделяют и другие элементы. Правда, среди сторонников широкой трактовки политической системы общества нет единства мнений относительно количества этих элементов, однако предложенный ими подход представляется в целом более удачным.
Политическая система общества, как представляется, относится к числу так называемых комплексных систем, т. е. систем, в состав которых наряду с основным входят элементы, одновременно функционирующие в других системах[91]. Вследствие этого, в политической системе общества можно выделить следующие элементы, которые правильнее называть компонентами, поскольку каждый из них может рассматриваться как определенная подсистема политической системы общества.
Во-первых, этоорганизации, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой. В своем единстве они образуют институциональную (или организационную) подсистему. Это основной, центральный компонент, которым, собственно говоря, и представлена внешне политическая система общества. В состав данного компонента входят такие элементы, как государство, политические партии, иные негосударственные объединения, деятельность которых так или иначе связана с политикой. Эти элементы выступают в качестве субъектов политической системы общества, и о них более подробно мы поговорим ниже.
Во-вторых, это нормы, регулирующие политическую деятельность и политические отношения. Они образуют нормативную (или регулятивную) подсистему. В состав этого компонента входят нормы права, имеющие политическое содержание, корпоративные нормы[92], функционирующие в политической сфере, политические обычаи и традиции, правила политической этики. Нередко эти нормы именуют также политическими нормами. Данный компонент, в отличие от первого, функционирует не только в политической, но и в других системах общества, прежде всего, в нормативной системе.
В-третьих, это политическая идеология и политическая культура, образующие идеологическую подсистему. Данный компонент, как и предыдущий, тоже функционирует в других системах общества и поэтому не является компонентом только политической системы.
В-четвертых, это средства массовой информации, которые образуют информационно-коммуникативную подсистему. И этот компонент не является компонентом только политической системы, поскольку также функционирует в других системах общества.
В научной и учебной литературе наряду с названными компонентами нередко выделяются и такие компоненты, как политические отношения, политическая деятельность, политический режим и некоторые другие. Думается, что достаточных оснований для выделения такого рода компонентов политической системы нет. Так, например, политические отношения – это то, что связывает основные звенья политической системы в одно целое. В любой системе элементы, составляющие систему, так или иначе, связаны между собой и будучи связанными между собой составляют ее структуру. Не является в этом плане исключением политическая система общества. Ее основные элементы – государство, политические партии и т. д. – связаны друг с другом определенными отношениями и образуют ее структуру. Не является компонентом политической системы общества и политическая деятельность. Политическая система общества – это динамическая система, поэтому основные ее элементы, будучи субъектами политической системы, занимаются политической деятельностью и в процессе этой деятельности взаимодействуют друг с другом. Нет оснований для выделения и такого компонента, как политический режим. Политический режим в широком его понимании – это методы, способы и средства осуществления политической власти субъектами политической системы общества. Политическая власть осуществляется преимущественно в процессе политической деятельности и характеризует ее, в связи с чем никаким самостоятельным компонентом в политической системе общества политический режим тоже не является.
1.3. Субъекты политической системы общества. Рассмотрев структурные элементы политической системы общества, поговорим теперь о ее субъектах. Субъекты политической системы общества – это такие ее элементы, которые могут быть участниками политических отношений. К ним, как уже было отмечено, относятся государство, политические партии, иные негосударственные объединения. То есть это различные организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой и которые в своем единстве образуют институциональную подсистему политической системы общества.
В зависимости от степени участия в политической жизни общества принято выделять собственно политические организации, не собственно политические организации и организации, которые в своей деятельности имеютнезначительный политический аспект.
К собственно политическим организациям относятся государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера. Характерной особенностью этих организаций является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.
К не собственно политическим относятся организации, деятельность которых связана не столько с политической, сколько с экономической, духовной, социально-бытовой и иными сферами общественной жизни. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Политический аспект в деятельности этих организаций не является доминирующим, однако они, тем не менее, оказывают определенное политическое влияние на политические отношения и процессы.
К организациям, имеющим в своей деятельности незначительный политический аспект, относятся объединения, которые возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов людей к занятию определенной деятельностью. Это общества филателистов, нумизматов, туристов, авто- и мотолюбителей и т. д. Политический оттенок в своей деятельности эти организации приобретают лишь в результате воздействия на них государственных и иных политических организаций.
В научной и учебной литературе наряду с государством, политическими партиями и иными негосударственными организациями в качестве самостоятельных субъектов политической системы общества выделяют также органы местного самоуправления, религиозные объединения, трудовые коллективы, политические преступные сообщества и даже самого человека (личность). Безусловно, и органы местного самоуправления, и религиозные объединения, и трудовые коллективы, и политические преступные сообщества, и даже отдельно взятая личность могут играть и нередко играют определенную роль в политической жизни общества. Однако ставить их в один ряд с вышеперечисленными субъектами политической системы (государством, политическими партиями и т. д.) едва ли целесообразно. Дело в том, что многие из них либо являются определенными разновидностями негосударственных организаций (объединений), как, например, религиозные объединения или политические преступные сообщества[93], либо участвуют в политической жизни общества, как правило, через государственные и негосударственные организации (трудовые коллективы, отдельно взятая личность). Внимания заслуживают, пожалуй, лишь органы местного самоуправления, но и их, по всей вероятности, тоже можно рассматривать в качестве определенной разновидности негосударственных организаций.
В качестве субъектов политической системы общества отдельные авторы выделяют также народы, нации, классы и большие социальные группы. Их принято считать первичными субъектами политических отношений. Однако в политическую систему общества эти субъекты тоже включаются чаще всего не непосредственно, а через вторичные, производные субъекты политических отношений – государство, политические партии, иные негосударственные объединения.
Таким образом, к основным субъектам политической системы общества относятся: во-первых, государство; во-вторых, политические партии; в-третьих, различные негосударственные объединения, деятельность которых прямо или косвенно связана с политикой.