Внешняя среда организации
Внешняя среда организации условно разделяется на среду прямого и косвенного воздействия. В целом она характеризуется сложностью, динамичностью и неопределенностью. К среде прямого воздействия (микроокружение) относят поставщиков, потребителей, конкурентов, законы и государственные органы, общественные организации, акционеров. К среде косвенного воздействия – технологию, экономику, политику, социокультуру, местное население и географическое положение.
Потребители являются центральным фактором внешней среды. Цель бизнеса – не только обслуживание, но и создание потребителя. Его профиль характеризуется следующим:
· географическое местоположение потребителя;
· демографические характеристики покупателей продукта, такие как возраст, образование, сфера деятельности и др.;
· социально-психологические характеристики потребителя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы и т.п.;
· отношение потребителя к продукту.
Поставщики формируют входы организации. Это все ресурсы, потребляемые организацией: материалы, капитал и трудовые ресурсы.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными видами ресурсов, от которых зависит эффективность работы организации. Силу поставщика определяют следующие факторы:
· уровень специализированности;
· стоимость переключения на других клиентов;
· специализированность потребителя в приобретении определенных ресурсов;
· концентрированность поставщика на определенных клиентах;
· важность для поставщика объема продаж;
· стоимость поставляемого ресурса;
· временной график поставки и пунктуальность его выполнения.
Конкуренты во многих случаев больше, чем потребители, определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно за это запросить. Изучение конкурентов направлено, прежде всего, на выявление сильных и слабых сторон их, определяющих стратегию конкурентной борьбы. При этом субъектами конкурентной среды являются не только внутриотраслевые, производящие аналогичную продукцию и реализующие ее на одном и том же рынке, но и фирмы, которые могут появиться на рынке, производящие также и замещающий продукт. На конкурентную среду оказывают также влияние потребители и поставщики, способные заметно ослабить или усилить позицию организации конкурентной среде.
Законы и государственные органы формируют правовые ограничения и условия функционирования организации. Состояние законодательства часто характеризуется не только сложностью, но и подвижностью и даже неопределенностью. На организацию влияют не только государственные, но и местные органы.
Акционеры могут влиять на политику организации, а в ряде случаев, и на текущее функционирование.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. При этом степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что объясняется как различиями в сфере деятельности организации, так и различиями во внутреннем потенциале организации.
Технологический фактор макроокружения позволяет своевременно выявить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции и ее модернизации, для технологии производства и сбыта продукции. Особую значимость технология приобретает для организаций, имеющих дело с наукоемкими бизнесами, отраслей и сфер с высокой конкурентоспособностью. Необходимо учитывать, что прогресс науки и техники несет в себе не только огромные возможности, но и угрозы для организации. Несвоевременная реакция на изменения в области технологии почти всегда ведет к потере своей доли рынка, к крайне негативным последствиям для организации.
Влияние экономического фактора макроокружения связано в основном с механизмом формирования и распределения ресурсов. Оно характеризуется величиной валового национального продукта, темпом инфляции, уровнем безработицы, производительностью труда, нормами налогообложения и т.п. При изучении этого фактора необходимо учитывать общий уровень экономического развития, добычу природных ресурсов, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень подготовки рабочей силы и величину заработной платы.
Политический фактор формирует представления о намерениях государственной власти в отношении развития общества и средствах, с помощью которых государство намерено проводить свою политику в жизнь. Анализ этого фактора предполагает учет программ различных партийных структур, групп лоббирования в органах государственной власти, изменения в законодательстве и правовом регулировании и т.п. При этом необходимо выявить политическую идеологию, определяющую политику правительства, наличие и действенность оппозиционных политических структур.
Анализ социокультурного фактора макроокружения должен быть направлен в первую очередь на уяснение влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; доминирующие в обществе обычаи и верования; разделяемые ценности; демографические структуры общества. Социальный фактор влияет на все компоненты макроокружения, и любые социальные изменения приводят ко многим существенным изменениям в окружении организации.
Местное население формирует среду обитания организации наряду с географическим положением. Это общины, города и населенные пункты, климат и природные ресурсы.
Особое место во внешней среде имеет международное окружение. К международному бизнесу относят экспорт, лицензирование, совместные предприятия, прямые капиталовложения, многонациональные корпорации.