Военная демократия и зарождение публичной власти
ЛЕКЦИИ ПО ОСНОВАМ РИМСКОГО ПРАВА
Лекция 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ РИМСКОГО ПРАВА
Образование Римского государства
Общество в Риме в Царский период. Военная
Демократия и зарождение публичной власти.
Реформы Сервия Туллия.
Рим - самое крупное и могущественное из античных государств. Рабовладельческие отношения достигли здесь наивысшего расцвета, пережили упадок и крушение.
Сложный путь прошло в своем развитии Римское государство. История Римского государства может быть разделена на периоды: царский, когда в Риме складывалось классовое общество и государство (VIII-VI вв. до н. э.), республиканский(V-I вв. до н. э.) и императорский (I-V вв. н. э.). В IV-V вв. в Римской империи, распавшейся на Западную и Восточную, происходило разложение рабовладельческого общества и государства. Падение Западной Римской империи в 476 г. принято считать концом истории Римского рабовладельческого государства.
В начале I тысячелетия до н. э. Апеннинский полуостров населяли различные по уровню развития племена и народности. Наиболее многочисленными были италики, переселившиеся сюда из Придунайских областей. К ним же принадлежали и латаны, населявшие город Рим и его округу. На юге полуострова были расположены греческие колонии. Большую часть Средней Италии занимали этруски,чье происхождение остается не выясненным. В VI в. до н. э. они создали сильный союз городов-государств, распространивший свою власть на Северную и Среднюю Италию. Борьба против этрусского господства способствовала созданию италиками союзов, одним из которых была Латинская федерация. В конце VI в. до н. э. во главе нее встал город Рим.
Традиционной датой основания Рима считается 754 г. до н. э.К этому времени (VIII в. до н. э.) археологи относят возникновение хлебопашеских и пастушеских поселений на холмах неподалеку от устья Тибра. Но сам Рим возникал постепенно на основе синойкизма- мирного объединения родоплеменных общин. Находясь на пересечении водных и сухопутных дорог, укрепленный город со временем превратился в экономический и политический центр населенной латинами области Лациума.
Общество в Риме в Царский период.
В течение царского периода (VIII-VI вв. до н.э.) население Рима сохраняло родоплеменную структуру. Общество делилось на 300 патриархальных родов,имевших организацию, сходную с греческой. Каждые 10 родов входили в одну курию, подобную греческой фратрии. Десять курий составляли племя - трибу.Три трибы объединялись в «римский народ»(populus Romanus), представлявший собой союз племен. Экономической основой римской общины было так называемое общественное поле(ager publicus) - общий земельный фонд, разраставшийся в процессе завоеваний. Но в VII-VI вв. до н. э. роды уже не вели общего хозяйства. Хозяйственными ячейками были большие патриархальные семьи - фамилии, на которые разделились роды. Семьи имели в собственности маленькие приусадебные участки и пользовались пахотными наделами на общественном поле.
Ни имущественного, ни социального равенства в римской общине тогда уже не было. Из нее выделилась родоплеменная знать - патриции.Под их покровительством находились клиенты- обедневшие члены родов и принятые в родоплеменную организацию чужаки. У знати имелось небольшое количество рабов из числа военнопленных. Большую массу римского населения составляли не входившие в римский народ лично свободные, но бесправные плебеи— по-видимому, население завоеванной римлянами латинской округи и переселенцы. Маленькие участки земли, оставленные им завоевателями, находились у плебеев в собственности.
Военная демократия и зарождение публичной власти.
Политическая организация римской общины вырастала непосредственно из органов родового строя и первоначально являла собой типичный образец военной публичной власти демократии. Важнейшими делами общины ведал сенатиз 300 знатнейших старцев, развившийся из совета родовых старейшин. Значительную роль играли куриатные комиции(сходки) - народные собрания из мужчин-воинов, организованные по куриям.Каждая курия подавала один голос. Во главе римского народа стоял реке- выборный из знати военачальник, судья и верховный жрец, заменивший племенного вождя. Рекс опирался на конную дружину из знатной молодежи. Для войн с соседними племенами собиралось ополчение.
Рим эпохи военной демократии вел постоянные грабительские войны с соседями. В войнах обогащалась верхушка римского общества и усиливалась власть верховного военачальника и его окружения. В условиях имущественного и социального расслоения общины сенат и реке, обладавший дружиной и командовавший войском, превращались в оплот патрицианской знати, а дружина рекса становилась ядром особой публичной власти.
Процесс формирования государства в Риме ускоряла борьба малоземельных и бесправных плебеев против обладавших властью знатных патрициев. Плебеи платили налоги, несли службу в ополчении, но не пользовались политическими правами, не имели доступа к общественному полю и в массе своей страдали от малоземелья и долговой кабалы. Особенно ухудшилось положение народа в конце VI в. до н. э. в период этрусского владычества. Обострение борьбы плебеев явилось причиной реформ, приписываемых рексу Сервию Туллию.
Реформы Сервия Туллия
Сервий Туллий впервые ввел в политическую жизнь Рима разделение населения по территории. Разбив город на 4 округа - трибы, Сервий Туллий приписал к ним всех жителей, владеющих землей в данном округе, как патрициев, так и плебеев. Позднее к четырем городским трибам были добавлены семнадцать сельских. По новым трибам производились перепись населения, сбор налогов, наборы в войско. Так плебеи были фактически включены в состав римского народа.
Все население Рима Сервий Туллий также разделил по имуществу на пять разрядов. В основе ценза первоначально лежала земля, позднее - денежная оценка имущества. К первому разряду были отнесены самые богатые граждане с имуществом, оцененным не менее чем в 100 тыс. ассов, ко второму - 75 тыс., к третьему - 50 тыс., к четвертому - 25 тыс., к пятому - 11 тыс. Малоимущие и неимущие стояли вне разрядов и назывались пролетариями. Такое деление преследовало военные и политические цели.
Соответственно своему состоянию граждане приобретали вооружение и несли службу в войске. Самые богатые граждане должны были выставлять 80 центурий (сотен) тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников, следующие три разряда - по 20 центурий воинов с несколько облегченным вооружением, пятый - 30 центурий легковооруженных пехотинцев. Помимо того, выставлялись 5 нестроевых центурий (трубачи, кузнецы-оружейники), в том числе одна - из невооруженных пролетариев. Основанное на самовооружении граждан римское войско состояло, таким образом, из людей имущих, пролетариям оружие не доверялось, и в войске они практически не служили.
По-новому были организованы Сервием Туллием народные собрания. Вооруженные состоятельные граждане-воины строились в них по сотням-центуриям, каждая из которых подавала один голос. 98 центурий первого разряда всегда обеспечивали большинство голосов в новых (центуриатных) комициях, а вместе с тем и власть наиболее богатым людям. Привилегии, основанные на обладании богатством, стали вытеснять из политической жизни привилегии, вытекавшие из знатного происхождения. Безраздельному господству родовой патрицианской знати был нанесен сокрушительный удар. Так в Риме было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев.
Реформы Сервия Туллия несколько разрядили социальную обстановку в Риме. Включение плебеев наравне со старыми римскими гражданами в войско и в народное собрание отчасти устранило их политическое бесправие. Вместе с тем произошло сплочение патрициев с плебейской верхушкой, способствовавшее укреплению их власти в результате создания особой военной организации из состоятельных граждан и введения новых комиций, где главную роль играли самые богатые.