Раздел 1. Магистратура
1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», устанавливает требования к содержанию образовательных программ магистратуры, образовательной траектории магистрантов, структуре и содержанию образования, оценке уровня подготовленности магистрантов и академической степени.
В настоящем стандарте применяются термины и определения:
1) магистратура - профессиональная учебная программа послевузовского образования, направленная на подготовку научных, научно-педагогических и управленческих кадров с присуждением академической степени «магистр» по соответствующей специальности:
при научном и педагогическом направлении с нормативным сроком обучения 2 года и обязательным освоением не менее 42 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики и не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы;
при профильном направлении с нормативным сроком обучения не менее 1 года и обязательным освоением не менее 18 кредитов теоретического обучения, не менее 2 кредитов практики и не менее 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы;
2) магистрант - лицо, обучающееся в магистратуре;
3) магистерская диссертация - выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного научного исследования магистрантом одной из актуальных проблем конкретной специальности соответствующей отрасли науки.
2. Образовательные программы магистратуры реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям магистратуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
3. Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку магистров в соответствии с:
1) Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;
2) настоящим Стандартом и типовыми учебными планами специальностей магистратуры;
3) рабочими учебными планами;
4) академическим календарем;
5) индивидуальными учебными планами магистрантов;
6) учебными программами по дисциплинам;
7) индивидуальным планом работы магистранта.
4. Подготовка научных, педагогических и управленческих кадров в магистратуре осуществляется по двум направлениям:
1) научному и педагогическому со сроком обучения 2 года;
2) профильному со сроком обучения не менее 1 года.
Срок обучения в магистратуре может корректироваться вузом самостоятельно в зависимости от соответствия профиля образовательной программы предшествующего уровня подготовки и наличия пререквизитов.
5. Профильная магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке управленческих кадров для отраслей экономики, медицины, права, образования, искусства, сферы услуг и бизнеса, обладающих углубленной профессиональной подготовкой.
С целью подготовки специалистов для бизнес среды вуз может реализовывать программы MBA. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательных профессиональных программ MBA утверждаются уполномоченным органом в области образования.
6. Научная и педагогическая магистратура реализовывает профессиональные учебные программы послевузовского образования по подготовке научных и педагогических кадров для системы высшего, послевузовского образования и научной сферы, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой.
7. Обучение в магистратуре осуществляется только по очной форме.
8. Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и публично защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр».
9. Применение настоящего Стандарта предусматривает достижение следующих целей:
1) обеспечение гарантии качества образования за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки магистрантов и образовательной деятельности вузов;
2) упорядочение прав субъектов образовательной деятельности;
3) повышение объективности и информативности оценки подготовки магистрантов и качества образовательных программ;
4) создание условий для академической мобильности магистрантов;
5) обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;
6) обеспечение признания документов Республики Казахстан о присуждении академической степени «магистр» в международном образовательном пространстве и на международном рынке труда.
10. Типовые учебные планы специальностей магистратуры должны соответствовать положениям настоящего Стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ магистратуры, нормативным срокам обучения и уровню подготовки магистрантов.
11. Перечень специальностей магистратуры вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.
12. В рамках специальности магистратуры вузом самостоятельно разрабатываются различные образовательные программы в соответствии с Национальной рамкой квалификаций, профессиональными стандартами и согласованные с Дублинскими дескрипторами и Европейской рамкой квалификации.
Образовательные программы должны быть ориентированы на результат обучения.
13. Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.
2. Требования к содержанию образования
14. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.
15. Образовательная программа магистратуры содержит:
1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов базовых и профилирующих дисциплин;
2) практическую подготовку магистрантов: различные виды практик, профессиональных стажировок;
3) научно-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для научной и педагогической магистратуры;
4) экспериментально-исследовательскую работу, включающую выполнение магистерской диссертации, – для профильной магистратуры;
5) промежуточные и итоговую аттестации.
16. Реализация образовательных программ осуществляется на основе учебно-методических комплексов специальности и дисциплин. Форма, структура и порядок разработки учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин определяются организацией образования самостоятельно.
17. Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат магистрантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения.
При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.
18. На «входе» магистрант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы магистратуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
При отсутствии необходимых пререквизитов магистранту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в магистратуре начинается после полного освоения магистрантом пререквизитов.
19. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 2 или 3 кредитов.
20. Во всех формах учебных планов магистратуры используется единая система кодировки учебных дисциплин.
21. Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название. Она должна осваиваться в одном академическом периоде, по завершении которого магистранты сдают итоговый контроль в форме экзамена за исключением всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов), научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистрантов, по которым они сдают дифференцированный зачет.
22. Образовательные программы магистратуры проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.
23. Цикл базовых дисциплин (БД) состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору.
24. В магистратуре научного и педагогического направления объем дисциплин цикла БД составляет 48 % от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 40 % отводится на дисциплины обязательного компонента и 60 % - на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла БД составляет 44 % (со сроком обучения 1 год) и 28 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 62 % и 50 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 38 % и 50 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору.
25. В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин (ПД) составляет 52 % от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 9 % отводится на дисциплины обязательного компонента и 91 % - на дисциплины компонента по выбору.
В магистратуре профильного направления объем дисциплин цикла ПД составляет 56 % (со сроком обучения 1 год) и 72 % (со сроком обучения 1,5 года) от общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 10 % и 12 % соответственно отводится на дисциплины обязательного компонента и 90 % и 88 % соответственно – на дисциплины компонента по выбору.
26. Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента.
27. Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно. При этом учитываются ожидания работодателей и потребности рынка труда.
28. Содержание образовательной программы магистратуры по научному и педагогическому направлению устанавливаются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
№ п/п | Наименование дисциплин и видов деятельности | Объем в кредитах |
Базовые дисциплины (БД) | ||
1) | Обязательный компонент (ОК): | |
История и философия науки | ||
Иностранный язык (профессиональный) | 2* | |
Педагогика | ||
Психология | ||
2) | Компонент по выбору (КВ) | |
Профилирующие дисциплины (ПД) | ||
1) | Обязательный компонент (ОК) | |
2) | Компонент по выбору (КВ) | |
Итого теоретического обучения | ||
Дополнительные виды обучения (ДВО) | не менее 13 | |
1) | Практика (педагогическая, исследовательская) | не менее 6** |
2) | Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (НИРМ) | не менее 7 |
Итоговая аттестация (ИА) | ||
1) | Комплексный экзамен (КЭ) | |
2) | Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД) | |
Итого | не менее 59 | |
* По педагогическим специальностям количество кредитов по иностранному языку(профессиональный) в цикле базовых дисциплин составляет 3 кредита, соответственнокомпонент по выбору – 11 кредитов.** Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. Вслучае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику. |
29. Содержание образовательной программы магистратуры по профильному направлению устанавливается в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
№ п/п | Наименование дисциплин и видов деятельности | Объем в кредитах | |
Срок обучения** | |||
1 год | 1,5 года | ||
Базовые дисциплины (БД) | |||
1) | Обязательный компонент (ОК): | ||
Иностранный язык (профессиональный) | |||
Менеджмент | |||
Психология | |||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
Профилирующие дисциплины (ПД) | |||
1) | Обязательный компонент (ОК) | ||
2) | Компонент по выбору (КВ) | ||
Итого теоретического обучения | |||
Дополнительные виды обучения (ДВО) | не менее 6 | не менее 8 | |
1) | Практика (производственная) * | не менее 2 | не менее 4 |
2) | Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (ЭИРМ) | не менее 4 | не менее 4 |
Итоговая аттестация (ИА) | |||
1) | Комплексный экзамен (КЭ) | ||
2) | Оформление и защита магистерской диссертации (ОиЗМД) | ||
Итого | не менее 28 | не менее 48 | |
*Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. Вслучае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.**Продолжительность обучения определяется настоящим Стандартом в зависимости отпредшествующего уровня подготовки магистрантов и специальности. |
30. Магистр, окончивший профильную магистратуру, допускается к педагогической деятельности после дополнительного освоения программ педагогического профиля, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство к основному диплому.
31. Содержание образовательной программы педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру, устанавливается в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
№ п/п | Наименование дисциплин и видов деятельности | Объем в кредитах |
Базовые дисциплины (БД) | ||
1) | Обязательный компонент: | |
История и философия науки | ||
Педагогика | ||
2) | Компонент по выбору | |
Итого теоретического обучения | ||
Практика (педагогическая)? | не менее 3* | |
* Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. Вслучае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику. |
33. Обучение в магистратуре осуществляется на государственном, русском и английском языках. Язык обучения выбирается магистрантом самостоятельно.
34. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы магистрантов, форм итогового контроля их учебных достижений.
35. Структура содержания образования определяется в соответствии с установленными требованиями к учетно-измерительным инструментам образования: учебным планам и программам, объему учебной нагрузки, продолжительности академических периодов, видам академических занятий, объему учебного материала и др.
36. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных планов. Учебные планы подразделяются на типовые (ТУПл), индивидуальные (ИУП) и рабочие (РУП).
37. ТУПл разрабатываются по конкретным специальностям магистратуры на основе настоящего Стандарта и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексного экзамена, написания и защиты магистерской диссертации в кредитах, а компонент по выбору по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.
38. В дополнение к ТУПл ежегодно вузом разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин компонента по выбору.
В КЭД отражают пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины. КЭД должен обеспечивать магистрантам возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин.
39. На основе ТУПл и КЭД по специальности магистрант с помощью эдвайзера составляются ИУП. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого магистранта.
В ИУП включаются дисциплины обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации из ТУПл и дисциплины компонента по выбору из КЭД.
40. РУП разрабатывается на учебный год на основе ТУПл специальности и ИУПов магистрантов и утверждается руководителем организации образования на основании решения ученого совета.
В РУПе определяется перечень дисциплин на учебный год и их трудоемкость в кредитах, порядок изучения, виды учебных занятий и формы контроля, а также другие виды учебной деятельности (практики, НИРМ (ЭИРМ), комплексный экзамен, оформление и защита магистерской диссертации.
РУП служит основой для составления расписания занятий и расчета трудоемкости учебной работы преподавателя.
41. Форма, структура, порядок разработки и утверждения КЭД, ИУП и РУП определяются вузом самостоятельно.
42. Содержание всех учебных дисциплин определяется учебными программами. Учебные программы подразделяются на типовые, рабочие и силлабусы.
43. Типовые учебные программы (ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента и утверждаются уполномоченным органом в области образования.
44. Рабочие учебные программы и силлабусы (программы дисциплин для магистрантов) разрабатываются по всем дисциплинам учебного плана и утверждаются высшим учебным заведением. При этом, их разработка по дисциплинам обязательного компонента осуществляется на основе ТУПр, а по дисциплинам компонента по выбору – вузом самостоятельно. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ и силлабусов определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
45. Магистрант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научного руководителя.
46. Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:
1) ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);
2) научно-исследовательская/ экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности);
3) практика (программа, база, сроки и форма отчетности);
4) тема магистерской диссертации с обоснованием и структурой;
5) план выполнения магистерской диссертации;
6) план научных публикаций, стажировок.
47. Учебные занятия в магистратуре должны проводиться с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения.
48. При планировании учебного процесса вуз руководствуется нормами распределения компонентов образовательной программы магистратуры согласно приложению 1 (для научного и педагогического направления) и приложениям 2 и 3 (для профильной магистратуры) к настоящему Стандарту.
3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся
49. Объем учебной нагрузки магистранта измеряется в кредитах, осваиваемых им в течение учебного года по каждой учебной дисциплине или виду учебной работы.
50. Планирование учебной нагрузки ППС осуществляется в кредитах или в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с магистрантом по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.
Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий.
Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы и итоговой аттестации магистрантов равен 50 минутам.
51. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 15 академическим часам:
1) аудиторной работы магистранта на протяжении академического периода в виде семестра;
2) работы магистранта с преподавателем в период профессиональной практики;
3) работы магистранта с преподавателем в период научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта;
4) работы магистранта по написанию и защите магистерской диссертации;
5) работы магистранта по подготовке и сдаче комплексного экзамена.
52. Учебная нагрузка магистрантов определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (контактных часов по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.
53. Один академический час аудиторной работы может быть равен 50, 75 или 100 минутам. Академические часы аудиторной работы магистранта дополняются соответствующим числом часов СРМ таким образом, что на один кредит суммарная учебная нагрузка магистранта в неделю на протяжении академического периода в виде семестра равна 3 часам.
54. Каждый академический час практики сопровождается соответствующим числом часов (по 50 мин.) дополнительной работы магистранта: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и 7 часами – для исследовательской практики.
55. Каждый академический час научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта, включая выполнение магистерской диссертации, сопровождается 7 часами СРМ.
56. Каждый академический час итоговой аттестации магистранта представляет собой один час (50 минут) контактной работы магистранта с преподавателем по написанию и защите магистерской диссертации или работы магистранта с преподавателем по подготовке и сдаче комплексного экзамена. Каждый академический час итоговой аттестации магистранта сопровождается 6 часами СРМ.
57. При кредитной технологии обучения увеличивается объем самостоятельной работы, выполняемой магистрантами, которая подразделяется на два вида – на самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (СРМП) и на ту часть, которая магистрантами выполняется полностью самостоятельно (СРМ).
58. Самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя является внеаудиторным видом работы магистранта, которая выполняется им в контакте с преподавателем по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий. В ходе СРМП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль заданий СРМ.
59. Соотношение между СРМП и СРМ в общем объеме самостоятельной работы определяется вузом самостоятельно.
60. В совокупности контактные часы работы магистранта с преподавателем в период лекций и практических (семинарских) занятий сопровождаются 2 часами СРМ на каждый контактный час.
61. Для таких видов учебной работы, как студийные и лабораторные занятия, научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа магистранта, итоговая аттестация, необходимость планирования СРМП и ее объем устанавливаются вузом самостоятельно (например, для контроля хода выполнения магистерской диссертации.
62. Учебный год в магистратуре состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации, практик, каникул, научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта и на выпускном курсе – итоговой аттестации.
63. Академический период представляет собой семестр продолжительностью 15 недель.
64. Продолжительность промежуточной аттестации после каждого академического периода составляет не менее 2 недель.
65. В период промежуточной аттестации проводится итоговый контроль по всем изученным дисциплинам и с учетом оценок текущей успеваемости (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей) выводятся итоговые оценки по дисциплинам.
В итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60 %, а доля оценки итогового контроля – не менее 30 %.
66. Продолжительность каникул в течение учебного года должна составлять не менее 7 недель за исключением выпускного курса.
67. Профессиональная практика магистрантов проводится в соответствии с утвержденным академическим календарем и индивидуальным планом работы магистранта в объеме, установленном настоящим Стандартом и ТУПл по специальности.
68. Продолжительность практик определяется в неделях, исходя из нормативного времени работы магистранта на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в контактных часах и делится на продолжительность работы магистранта на практике в течение недели, то есть на 30 часов.
Трудоемкость 1 кредита практики составляет 30 часов (по 50 мин.) для педагогической практики, 75 часов (по 50 мин.) для производственной практики и 120 часов (по 50 мин.) для исследовательской практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 1 неделя – для педагогической практики, 2,5 недели – для производственной практики и 4 недели – для исследовательской практики.
69. Планирование итоговой аттестации магистрантов и НИРМ, ЭИРМ в неделях определяется исходя из нормативного времени работы магистрантов в течение недели, равного 54 часам (9 часов в день, включая СРМ, при 6-дневной рабочей неделе).
Одному кредиту НИРМ, ЭИРМ соответствует 120 (15х8) часов работы магистранта, т.е. 2,2 недели.
Одному кредиту итоговой аттестации соответствует 105 (15х7) часов, т.е. 2 недели. Из них 15 контактных часов работы магистранта с преподавателем и 90 часов СРМ.
На подготовку и сдачу комплексного экзамена отводится 1 кредит, т.е. 2 недели.
На оформление и защиту магистерской диссертации отводится 3 кредита, т.е. соответственно 6 недель. Сам процесс выполнения магистерской диссертации осуществляется заблаговременно в ходе научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы магистранта.
70. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов магистрантами в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости (GPA).
71. Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров является освоение магистрантом:
1) при научной и педагогической подготовке – не менее 59 кредитов, из них не менее 42 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее 7 кредитов научно-исследовательской работы;
2) при профильной подготовке - не менее 28 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее 48 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 36 кредитов теоретического обучения, не менее 2 и 4 кредитов практики, не менее 4 и 4 кредитов экспериментально-исследовательской работы.
В случае досрочного освоения образовательной программы магистратуры и выполнения предусмотренных к ней требований, магистранту присуждается академическая степень «магистр» независимо от срока обучения.
72. Магистр, окончивший профильную магистратуру, может заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоения им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождения педагогической практики. Данный цикл дисциплин и педагогическая практика осваиваются в течение дополнительного академического периода, по завершении которого ему выдается соответствующее свидетельство установленного образца к основному диплому.
73. Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не выполнившему научно-исследовательскую компоненту, предоставляется возможность повторно освоить кредиты исследовательской компоненты и защитить диссертацию в следующем учебном году на платной основе.
74. Магистранту, освоившему полный курс теоретического обучения образовательной программы магистратуры, но не защитившему в установленный срок магистерскую диссертацию, продлевается срок обучения в магистратуре на платной основе.
75. Вуз организует учебный процесс в магистратуре в соответствии с полученной лицензией и должен соблюдать квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности.
76. Вуз обеспечивает образовательную деятельность соответствующей материально-технической базой, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, библиотечным фондом, доступом к Интернет и другим информационным ресурсам, общежитием для иногородних магистрантов и другими службами поддержки.
77. Требования к материально-техническому обеспечению:
Вуз, реализующий образовательные программы магистратуры, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы магистранта.
78. Требования к учебно-методическому обеспечению:
1) Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры.
2) Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.
3) Библиотечный фонд и обеспеченность учебной литературой на электронных и магнитных носителях должен соответствовать требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности.
79. Требования к организации практик:
Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:
1) педагогическую – в организации образования;
2) исследовательскую – по месту выполнения диссертации.
Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.
Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса. При этом магистранты могут привлекаться к проведению занятий в бакалавриате.
Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методологическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.
Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику.
Производственная практика магистранта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков, компетенций и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности, а также освоения передового опыта.
Содержание исследовательской/производственной практики определяется темой диссертационного исследования.
80. Требования к научно-исследовательской работе магистранта:
Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) выполняться с использованием современных методов научных исследований;
5) содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;
6) базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.
81. Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта:
Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:
1) соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;
2) основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;
3) выполняться с применением передовых информационных технологий;
4) содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
82. Результаты научно-исследовательской или экспериментально- исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются магистрантом в виде отчета.
В рамках НИРМ (ЭИРМ) индивидуальным планом работы магистранта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.
83. Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация.
84. Основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или одном выступлении на научно-практической конференции.
85. Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации, их подготовке и защите определяются высшим учебным заведением самостоятельно.
86. Магистерская диссертация обязательно должна пройти проверку на предмет плагиата, правила и порядок проведения которой определяются вузом самостоятельно.
87. Требования к кадровому обеспечению вуза определены квалификационными требованиями, предъявляемыми при лицензировании образовательной деятельности.
Преподаватель вуза имеет свободу выбора способов и форм организации и проведения учебных занятий, методов обучения при условии соблюдения требований учебных планов и учебных программ.
88. В течение двух месяцев после зачисления каждому магистранту для руководства магистерской диссертацией назначается научный руководитель.
Научный руководитель и тема исследования магистранта на основании решения ученого совета утверждаются приказом ректора вуза.
Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли науки (по специальности обучения магистранта). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
89. Вуз оказывает содействие магистранту в публикации результатов исследования.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся