Побуждения грешника к покаянию фактами библейской истории

Великий Канон живо и ярко отражает покаянное настроение его автора. Во свете Духа Святого мысленному взору св. Андрея Критского открывалось зрелище его личных и общечеловеческих грехов, и он плакал о них плачем, дышавшим верою в совершенное помилование от Христа Спасителя.

Для вызова подобного же покаянного настроения у верующих во Христа, святитель применил особенный ораторский прием: монологическую беседу с человеческой душой. С любовью и состраданием он обращает к душе грешника горячие призывы, увещания, напоминания и ободрения и поднимает со дна ее живые покаянные чувства.

В начале Канона речь св. Андрея обращена к себе самому, но в дальнейшем принимает характер общих наставлений. «Христе! – так начинает он плач о себе, – откуда начну плакать о делах моей жалкой жизни? Какое положу начало нынешнему рыданию? Но, как Благосердый, дай мне прощение прегрешений. Иди, жалкая душа, с твоей плотью, исповедуйся Зиждителю всех, оставь прежнюю безответность и принеси Богу в покаянии слезы» (29).

«Душа моя, душа моя! встань, что спишь? Конец приближается и имеешь смутиться. Пробудись, да пощадит тебя Христос Бог, везде Сущий и все исполняющий» (30).

«Приближается, душа, конец, приближается. И не радишь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей. Время жизни течет как сон, как цвет (увядает). Что напрасно мятемся?» (31) «Что будешь делать, жалкая душа, когда придет Судия испытать твое?» (32) «Со слезами исповедуй Христу твои помышления и деяния и оправдайся» (33).

Приведенные лирические восклицания св. Андрея полны силы, умиления, свежести и захватывающих сердце драматических чувств. Контрастное представление жизни и вот-вот наступающей смерти, страшного суда Божия и неотвратимого решения здесь навеки личной участи невольно сжимает и ужасает сердце всякого слушателя тропарей и властно влечет его к покаянию.

Неослабевающее внимание к словам Канона св. Андрей поддерживает библейскими иллюстрациями из истории Ветхого и Нового Заветов с лаконичными их толкованиями.

Рассмотрим прежде оригинальное освещение св. Андреем разных ветхозаветных фактов грехопадений и восстаний людей от греха.

1.«Я, – замечает святитель Андрей, – привожу Моисееве миробытие ... и повести о праведных и неправедных. (Грешная) душа подражает вторым, а не первым» (34). (Но я) «побуждаю душу подражать деяниям праведных и избегать подражания лукавым грехам» (35).

Библейские события интересны св. Андрею, как подобия людских грехопадений и восстаний, однообразно повторяющихся во все времена бытия человечества.

По его словам, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы – искусительницы Адама. Претворяясь в дела, помыслы страстей порождают затем любострастную человеческую жизнь и оживляют плоть. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Св. Духа; поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя (36).

Взамен смоковных листьев и кож, некогда прикрывавших прародительскую наготу, грешник покрывает свое душевное безобразие чувством стыда пред Богом (37).

В потоках душевных страстей утопают массы людей, на подобие нечестивцев, погибших в водах, всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее (38).

Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения (39).

Страсти сожигают души людей, как геенский огонь Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота (40).

Кающейся пред Богом душе полезно вспоминать свои грехи, руководствуясь библейскими историческими повествованиями, изображающими в лицах добродетели и пороки.

В исторических событиях ветхозаветного времени навсегда покрыли себя бесславием, например, бесстыдный сын Ноя – Хам, презрительный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия Офни и Финеес, волхвы Фараона Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема (41), ленивый и любострастный судия Самсон, гордый царь Саул и левит Оза, дерзновенно ходивший пред Богом (42).

Совершенно отрицательны далее библейские образы любосластного Авессалома, хитрого Ахитофела, отступившего от Бога, сладострастного Соломона, непослушного отцу Ровоама, богоотступника Иеровоама, скверного Ахава, Иезавелиных лжепророков, сребролюбивого Гиезия, прокаженного царя Озии и др. (43)

Негодная жизнь порочных лиц, упоминаемых в истории Ветхого Завета, наглядно представляет душе картину ее собственного нравственного разложения (44).

Ей необходимо стремительно бежать от греха по подобию Авраама, покинувшего Харран, и спасаться на «горе добродетелей, как Лот в Сигоре» (45).

Благодатному возрождению души много содействует пристальное вглядывание в добродетельные поступки древних праведников и их Божественные откровения. Это живое назидание идет из глубины веков.

Например, лествица, виденная Иаковом во сне, по мысли св. Андрея, дает символический образ личного человеческого восхождения по лествице добродетелей (46). Многочадная жена Иакова Лия есть подобие деятельного подвижничества, многотрудная Рахиль – подобие подвига умно-сердечной молитвы, приводящего к видению славы Божией (47).

Напряжение души выйти из страстного состояния имеет непрерывную поддержку от всевидящего Бога. В близости Божией к людям всякую душу уверяют чудотворения пророка Моисея вроде разделения и соединения вод Чермного моря. И рука Моисея, то белевшая от проказы, то принимавшая обычный вид пред очами Фараона, свидетельствует, что Бог силен и прокаженную грехами душу очистить и убелить (48).

Пред кающейся душой светлые лики ветхозаветных праведников, – как звезды ночью, сияют всегда своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Духовно прекрасны, например, из ветхозаветных людей: Моисей, Гедеон, Варак, Иеффай, Иисус Навин; пророки – Самуил, Илия, Елисей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иаиль и др. Они учат возвышаться над временем, подчиняться закону Божию, мысленно стремиться к небесному отечеству и решительно поборать плотские помыслы, страсти и соблазны (49).

Сравнение добродетельности праведников с личным устранением дает грешнику сильное побуждение плакать о себе. У него нет и признаков сугубой благодати пророка Елисея, нет страннолюбия жены Сонамитянки, покаяния Ниневитян (50), ревности по Боге и мужества прав. Иова (51), нет целомудрия Иосифа Прекрасного (52) и плача о грехах царей Давида, Манассии и Езекии (53).

2.Много проникновенных обращений к душе грешника навеяны в Великом Каноне новозаветными притчами Христа Спасителя, событиями из Его земной жизни и чудесами.

«Привожу тебе, душа, к твоему умилению, – замечает св. Андрей Критский, – указания из Нового Писания. Праведным поревнуй, грешных отвращайся, и умилостиви Христа молитвами, прощениями, чистотою и говением» (54).

В Христовом Евангелии, по мысли св. Андрея, все трогательно для грешника: повести о Господних чудесах, Страшном Суде, крестных страданиях Спасителя и все драгоценные слова Христовы (55).

Грешная душа подобна приточным блудному сыну, мытарю, нищему Лазарю и израненному путнику, упоминаемому в притче о милосердном Самарянине. Господь не отвергает покаяния никакого грешника, но взыскивает его, как потерянную драхму, и отверзает ему двери милосердия, как мудрым девам в приточном брачном чертоге (56).

В бытность на земле Спаситель врачевал больных прокаженных, расслабленных, был милостив к больным женам – кровоточивой и скорченной от демона, принимал рыдания Хананеянки, Марфы и Марии о Лазаре, Наинской вдовы о сыне, помиловал благоразумного разбойника. Подобным же образом Он милостив и ныне ко всем кающимся пред Ним во грехах (57). Дверь Царства Его отверста всегда для людей, порывающих с греховным прошлым. Господь собрал уже сюда благоговейных волхвов, пастырей, младенцев Вифлеемских мучеников и многих раскаявшихся грешников.

Самое явление Христа Спасителя на земле есть выражение Его снисхождения к людям. В Его Богочеловеческом Лице дан миру вечный пример господства над искушениями плоти и диавола непрестанной бодрой молитвой и постом (58).

В Своем Евангелии Господь Иисус Христос приглашает грешных лобызать покаяние, не увязать в беззакониях, но со всей бодренностью устремляться ко святому служению Богу (59).

Обобщая все сказанное св. Андреем Критским о побуждениях к покаянию, можно заключить, что человека движут к покаянию тяжесть греха, жажда Богообщения, неизреченное милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Наши рекомендации