Терроризм как крайнее проявление экстремизма
Современный экстремизм, особенно религиозный, неотделим от терроризма, который является одним из крайних выражений экстремистской деятельности. В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода наблюдались в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке.
Терроризм – очень серьезная проблема в настоящем и ещё более значительная угроза в будущем. С конца 60-х годов он приобрел поистине угрожающие масштабы: за период с 1970 по 1985 г. в Европе совершено около 3000 терактов; в Латинской Америке – 1573; на Ближнем Востоке – 1330; в Северной Америке – 448; за период с 1986 по настоящее время рост количества терактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 %. Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди. Так: в 70-х годах 80 % терактов были направлены против собственности и только 20 % – против людей; в 80-х годах – соответственно 50 % и 50 %; в 90-х годах – уже 30 % и 70 %. Террористические акты стали тщательнее готовиться, в итоге – до 90% их в той или иной мере достигают своих целей. Резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, террористические группировки разных стран сотрудничают между собой, координируют свои действия.
Поиск общих подходов к проблеме терроризма продолжается более 30 лет, несмотря на это, нет однозначного определения, что такое терроризм, какие действия или инциденты следует относить к террористическим актам.
Один из крупнейших современных исследователей терроризма У. Лакер по этому поводу замечает: «Никого не должен сдерживать тот факт, что не существует «общей научной теории» терроризма. Общая теория a priori невозможна, потому что у этого феномена чересчур много различных причин и проявлений»[1]. Так, О. Будницкий и ряд его сторонников разделяют понятия «террор» (насилие, применяемое государством; насилие со стороны «сильного») и «терроризм» (насилие со стороны оппозиции, со стороны «слабого»)[2]. Ю.С. Горбунов и др. правоведы полагают, что понятие «террор» изначально обозначало как насильственную деятельность, осуществляемую в политических целях, так и средства этого насилия безотносительно к субъекту, реализовывавшему данное насилие, поэтому противопоставление друг другу понятий «террор» и «терроризм» с учетом этимологии данного слова представляется им надуманным[3].
По вопросу определения понятия «терроризм» сегодня существуют две точки зрения:
а) террористов нужно считать обычными уголовниками, а их действия рассматривать как уголовные преступления, т.к. они совершают убийства, похищения, угоны самолетов, т.е. действия, которые рассматриваются как преступления внутренним и международным правом.
б) терроризм – это военные действия, как «конфликты низкой интенсивности».
Очевидно, что терроризм в чем-то аналогичен уголовному преступлению, имеет определенное сходство с военными действиями, но обладает и своими специфическими чертами.
Основные черты терроризма как явления:
· это одна из форм организованного насилия (угроза или использование силы для причинения физического ущерба отдельному лицу или группе лиц);
· действует, как правило, хорошо организованная группа людей, ставящих пред собой достижение каких-либо политических или иных целей;
· это специфическая форма политического насилия (существуют и другие виды терроризма);
· сочетает высокий уровень политической мотивации с низким уровнем участия масс (это отличает терроризм от национально-освободительного движения, революции и других массовых политических, движений)
· направлен против гражданского населения: для террористов характерно отрицание понятия «невиновность», концепция террористической борьбы подразумевает тотальную виновность всех уже в силу их принадлежности к тому или иному обществу, той или иной национальности, религии и т.д.
· рассчитан на определенный эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и т.д. (взрывы жилых домов в Москве и других городах России в 1999 г. вызвали чувство дискомфорта, тревоги у огромного числа россиян).
· имеет показательный и символичный характер. С.М. Степняк-Кравчинский, убивший 4 августа 1878 г. средь бела дня в центре Петербурга шефа жандармов Н.В. Мезенцова, намеревался придать своему теракту максимально символическое значение. По свидетельству Л.А. Тихомирова, он первоначально собирался отрубить Мезенцову голову, для чего заказал особую саблю, «очень короткую и толстую». Однако такой способ убийства был признан товарищами Кравчинского непрактичным и он в конце концов был вооружен более традиционным, хотя и вполне символичным оружием – кинжалом. В 1970-х годах в Латинской Америке использовался как символ террора «колумбийский галстук» – особый способ ритуального убийства, когда у жертвы через вспоротое горло выпускали язык. Получают распространение и другие способы ритуальных убийств, когда, например, жертве в рот засовывали отрезанные половые органы, или в руку вкладывали камень, или разбрасывали вокруг жертвы колючки кактуса опунции). Современные арабские террористы избрали объектами своих атак символы западной цивилизации и американской военной мощи – Мировой торговый центр и Пентагон;
· существует разрыв между непосредственной жертвой насилия и группой, являющейся целью насилия (важен эффект воздействия данной акции на власти, от которых зависит принятие того или иного решения, а также на определенные слои населения, которые своей реакцией могут способствовать принятию нужного террористам решения – пациенты, медперсонал, жители г. Буденновска, захваченные в заложники в 1995 г., были использованы в качестве орудия давления на российские власти с целью принятия решения о приостановке боевых действий в Чечне).
· иногда имеет целью запугивание широких слоев населения, чтобы заставить их сотрудничать с террористами.
В террористической акции различают три стороны конфликта:
1) те, кто совершает теракт (террористы);
2) непосредственные жертвы акции;
3) те, кого хотят запугать и заставить вести себя определенным образом.
Отнесение того или иного акта к террористическому должно делаться на основании типа действия, а не в зависимости от личности преступника или мотива преступления.
По-видимому,первое и наиболее полное определение терроризма было дано американским историком Дж. Хардманом в статье «Терроризм», впервые опубликованной в четырнадцатом томе «Энциклопедии социальных наук» в 1934 г.: «Терроризм – это термин, используемый для описания метода или теории, обосновывающей метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Террористические акты направляются против людей, которые как личности, агенты или представители власти мешают достижению целей такой группы». Дж. Хардман добавлял, что «уничтожение собственности и оборудования, опустошение земель может в особых случаях рассматриваться как дополнительная форма террористической деятельности, представляя собой разновидность аграрного или экономического терроризма как дополнение к общей программе политического терроризма».
Современные исследователи предпочитают более лаконичные формы:
· «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, Великобритания);
· «Терроризм – это систематическое запугивание правительств, кругов населения и целых народов путем единичного или многократного применения насилия для достижения политических, идеологических или социально-революционных целей и устремлений» (Г. Дэникер, Швейцария);
· Терроризм – это «угроза использования или использование насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания» (И. Александер, США).
· «Терроризм – это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооруженной борьбы, которые определяются как террористические акты» (Витюк и Эфиров, Россия).
· «Политический терроризм – незаконное использование насилия или угрозы насилия на негосударственном уровне (убийства, взрывы, захваты самолетов, зданий, заложников и т.д.) против личностей или против собственности для запугивания гражданского населения или изменения курса правительства в целях достижения политических и социальных целей» («Новая философская энциклопедия». М., 2001 г.)
· Терроризм – это целенаправленное противоправное, политически мотивированное насилие, (вплоть до уничтожения объекта воздействия), направленное на изменение поведения объекта управления и посягающее на общественные отношения, охраняемые международным и (или) внутригосударственным правом (Ю.С. Горбунов).
Некоторые российские правоведы (А. Хохлов) полагают, что понятие терроризма охватывает и деяния с неполитической мотивацией (корысть, месть, экономическая конкуренция, иррациональная мотивация психически больных, желание самоутверждения и пр.)[4].