Многие современные исследователи называют большее число и иные признаки государства
Во-первых, оно рассматривается как определенное объединение людей, отличающееся от других сообществ как политическое сообщество, его политический характер обусловлен прежде всего социальной асимметрией и необходимостью выполнения «общих дел».
Во-вторых, государство — это политическая организация в обществе данной страны, ибо всякое сообщество предполагает определенную организацию. Особенность этой организации в том, что она определяет стратегию для общества, имеет универсальный характер (для всего общества), включает всех находящихся на территории государства, а граждан данного государства — и вне его территории.
В-третьих, государство — это регулятивный институт. Оно удовлетворяет потребности общества в интегрированное™, организованности и управляемости, регулируя (прежде всего путем издания законов, иных правовых актов) различные стороны жизни общества (те, которые целесообразно регулировать и которые поддаются государственному регулированию).
В-четвертых, государство — это орган выполнения «общих дел» в обществе (обеспечение его жизнедеятельности, создание коммуникаций, борьба с преступлениями, ликвидация катастроф и т.д.).
В-пятых, государство — арбитр. Поскольку на определенном этапе развития общество становится асимметричным, разные социальные группы имеют свои интересы, между ними возникают противоречия, их необходимо ввести в определенные рамки, чтобы общество не подвергалось анархии и распаду. Однако государство не полностью беспристрастный, а заинтересованный арбитр. Выполняя арбитраж, оно прежде всего учитывает интересы тех слоев населения, которые обладают наибольшими возможностями давления на государственную власть, экономически и политически доминирующих сил, но оно в какой-то мере учитывает интересы и других слоев населения.
В-шестых, важнейшим Признаком государства является особая публичная, суверенная государственная власть. Она непререкаема и верховна по отношению к любой другой власти в стране (например, устанавливает ограничения для родительской власти, регулирует использование корпоративной власти общественного объединения в отношении его членов), ограничения государственной власти устанавливаются внутри страны ее правом, а в международных отношениях — международным правом. Эти качества государственной власти делают государство органом легализованного и легитимного принуждения, а в определенных ситуациях —и насилия.
В-седьмых, государство обладает специализированным государственным аппаратом управления. Это особый слой людей, организованных иерархически и использующих государственные средства (в том числе институты принуждения) для управления.
Помимо перечисленных признаков государства, имеющих в своей основе социально-политический характер, обычно называют и другие: разделение населения по административно-территориальным единицам1, налоги и сборы, наличие права — особой системы правил (норм), обеспеченных государственным принуждением.
Суммируя различные подходы, можно сказать, что государство — это универсальное политическое сообщество и одновременно политическая организация, обладающая особой (суверенной государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество (в том числе путем легализованного принуждения), выражающая в процессе социального арбитража прежде всего волю доминирующего социального слоя, учитывающая в определенной мере и выполняющая общие для общества задачи.
Системность государства. Государство представляет собой определенную систему. Чтобы выполнять свою роль в обществе, оно нуждается в наборе определенных средств: органов, методов деятельности (стимулирование, дозволение, запреты и т.д.), в «материальных придатках» в виде армии, полиции, тюрем, в создаваемых им правовых нормах и т.д. В условиях демократического государства принято различать органы законодательной (парламент), исполнительной (глава государства, правительство) и судебной власти. Есть и иные органы государства и иные классификации. Между государственными органами существует разделение задач и ролей, но все они действуют на основе единства государственной власти. Это цементирует связи государственности, является основой государства как системы.
Тенденции развития современного государства. Развитие современного государства характеризуется, во-первых, процессами демократизации и социализации, созданием правового и светского государства на основе общечеловеческих ценностей (власть народа, справед-
1 В некоторых очень небольших по территории государствах (Науру, Тувалу и др.) нет административно-территориального деления.
ливость, права человека и т.д.). В современных условиях эти ценности получили новое звучание: социальная справедливость, достойное человека существование и т.д. Формирующееся на их основе демократическое государство означает, что это государство народа, для народа и посредством народа, представляющее большинство населения и охраняющее интересы его меньшинства. В таком государстве власть осуществляется демократическими методами (смену партий у власти решают выборы, принципиальные решения принимаются референдумом — голосованием избирателей, в деятельности органов государства огромное значение имеет учет общественного мнения и т.д.). Когда говорят о социальном государстве, то предполагают его активное участие в предоставлений социальных услуг населению, в охране здоровья людей, заботу о матери и ребенке, бесплатное общее образование, установление необходимого минимума заработной платы и прожиточного минимума, справедливое законодательное регулирование отношений труда и капитала. Правовое государство означает связанность государства правовыми нормами, не только буквой, но и общими принципами права на основе общечеловеческих ценностей. Это взаимные права и обязанности и взаимная ответственность личности и государства. Светское государство означает свободу религии и атеизма. Даже в ряде мусульманских стран при сохранении государственной религии действуют христианские церкви, буддийские храмы. Во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией характерно, особенно для постиндустриального информационного общества «продвинутых» стран, создание технологического и технократического государства. При принятии решений и управлении в современном высокоструктурированном обществе все шире используются специалисты (избираемые народом органы все чаще опираются на их мнение, оставляя за собой решение вопросов лишь общего характера, да и референдум законами многих стран запрещается проводить по некоторым вопросам, в том числе по специальным), применяются новые технологии, позволяющие просчитывать различные варианты. Одна из составляющих этой тенденции получила название «рационализированный парламентаризм». Вместе с тем различные технологии для прямой и обратной связи государственных органов (должностных лиц) с населением используются также для манипулирования поведением широких масс. Поэтому одна из проблем современного государства состоит в умении соединить демократию и технократию («власть» специалистов) ради общих целей.
В-третьих, уменьшается роль государственного принуждения, изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся
гасить конфликты путем консенсуса1 и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается (реально или потенциально) не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон демонстраций, смертная казнь и др.), но и такое принуждение может использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел».
В-четвертых, практика свидетельствует 6 волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экбномике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства). С другой стороны, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов, приводили в Швеции, Испании, Норвегии к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития. Снижение социальных льгот восстанавливало активность, но порождало недовольство населения и приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются.
В-пятых, все более отчетливо проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов постепенно исчезают, их заменяют полупрезидентские, полупарламентарные республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают новые методы осуществления государственной власти, иные формы государственных режимов, соединяющие некоторые элементы авторитаризма и демократию. Создаются образования, сочетающие черты государственности и международного объединения (Европейский Союз, Союзное государство Белоруссии и России, Союз Сербии и Черногории и др.).
Наконец, в-шестых, в настоящее время все более резкими становятся «взлеты» и «падения», контраст в развитии государственности. В Древнем мире и в Средние века были свои деспоты, абсолютные мо-
1 Консенсус — согласие, при отсутствии возражений, не подкрепленное голосованием.
нархи и свои относительные демократии (для свободных), свое «полицейское государство» и городская республика, но такого «полюсного» противопоставления государственно-организованных форм демократии и диктатуры мир, пожалуй, до XX в. не знал. Социально-политический тоталитаризм — это изобретение нашего времени.
Современное российское государство.Конституция РФ содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет этим характеристикам (на уровне современных стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые санкции по наведению конституционного порядка, (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние общественного мнения на государственные дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления.
Российское государство не является развитым социальным государством. По некоторым данным, около трети населения находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается.
Российское государство не является полностью правовым. Многие законы не выполняются, правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок.
Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях, эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.
Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, ее субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (9 из 10 автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ).
Государственные образования.Как уже говорилось, государство возникло не сразу. Этому предшествовал длительный период вызревания, в процессе которого складывались различные предгосударст-венные, протогосударственные формы. В современных условиях протогосударства, или предгосударства, возникают обычно в условиях революционных событий, различных форм национально-освободительной борьбы, повстанческих и сепаратистских движений. Например, в ходе гражданских войн в Китае, завершившихся провозглашением в 1949 г. Китайской Народной Республики, в разных частях страны создавались так называемые красные (советские) освобожденные районы с новой властью. К 1949 г. подобных районов насчитывалось 19, на их территории проживали в общей сложности более 300 млн человек. В них создавались свои органы управления (преимущественно военного), школы, больницы и т.д., созывались съезды советов, был принят закон о земле. Подобные территории, освобожденные от власти португальских колонизаторов, на протяжении многих лет существовали в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и некоторых других странах. В последней из них денежное обращение заменялось «народными магазинами» прямого продуктообмена, а на завершающей стадии борьбы в лесном районе Бое в 1973 г. была принята даже конституция, которая после признания Португалией независимости Гвинеи-Бисау (в 1974 г.) стала конституцией нового государства.
Наряду с предгосударственными создаются и государствоподобные образования (государственные образования). К их числу относятся прежде всего субъекты федерации (например, штаты в США, провинции в Канаде, некоторые из таких субъектов, например республики в России, в конституциях, в том числе федеральной, характеризуются как государства). В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств и более 300 субъектов федерации в них (больше всего в России — 89, меньше всего в Танзании — 2). В России, согласно Конституции 1993 г., не только Федерация, но и субъекты Федерации обладают государственной властью, но она имеет подчиненный характер: основные государственные полномочия осуществляет Федерация. Кроме того, Федерация при нарушении федеральной Конституции и федеральных законов субъектом РФ (факт нарушения устанавливается судом) вправе применить к нему федеральное принуждение. Аналогичная ситуация существует и в зарубежных федерациях, их субъекты имеют свои законодательные и исполнительные органы, иногда — свою судебную систему (США), чаще — только отдельные виды судов (в России это конституционные в республиках РФ и уставные суды в других субъектах РФ, а также мировые судьи). В некоторых федерациях субъекты федерации имеют свои конституции (Германия), в других (Пакистан) этого нет. Так же обстоит дело и с гражданством субъектов федерации.
Государственными образованиями являются некоторые формы территориальной автономии. Политической автономией являются Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан, Автономная Республика Крым и др. Политические автономии не имеют своих конституций, но обладают правом собственного законодательства по местным вопросам. В Шотландии (Великобритания) в 2000 г. после 300-летнего перерыва восстановлен даже свой парламент.
Незначительные элементы государственности присущи и административным автономиям. Они не обладают правом собственного законодательства, но имеют некоторые полномочия, не присущие обычным административно-территориальным единицам. Таким образований в мире немного, но в Китае насчитывается более 150 различных единиц административной автономии.
Есть и иные явления, обладающие элементами государственности (например, Советы в России в условиях двоевластия 1917 г. действовали как власть, занимались управленческой деятельностью). Черты государственности имеют некоторые международные объединения (Европейский Союз, Союзное государство Белоруссии и России и др.).
Для управления на местах государству необходимо административно-территориальное деление: территорию государства нужно разделить на части со своими органами управления (как говорилось, административно-территориального деления нет только в нескольких очень небольших по территории государствах). Обычно существует трехзвенное административно-территориальное деление: единицы областного типа, на которые первоначально делится территория государства (области, губернии, провинции, воеводства и др.), они делятся на районы (округа и др.), а последние — на низовые сельские и городские административные единицы (общины и др.). В некоторых странах бывает четырехзвенное административно-территориальное деление (Франция), в других — двухзвенное (Болгария). В федеративных государствах административно-территориальное деление является делением территории субъектов федерации (они его устанавливают). Некоторые административно-территориальные единицы (всегда или чаще всего — низовые) получают статус муниципального образования, и управляются только выборными их населением органами (совет, глава администрации и др.), но только в рамках законов государства и под его контролем. В другие административно-территориальные единицы (региональные, но не общинные) государство назначает своих уполномоченных чиновников, которые решают вопросы государст- : венного значения, а местные органы, самоуправления (они в таком звене могут создаваться, а могут и не создаваться) занимаются местными делами. Министерства в таких административно-территориальных единицах создают свои делегатуры для осуществления общегосударственных полномочий — территориальные отделы и управления
на местах. Такие же органы для осуществления исключительных федеральных (общегосударственных) полномочий создают федеральные министерства в субъектах федерации (например, в России в республиках, краях, областях и т.д.).