Выборы в условиях многопартийности и политического плюрализма

Понятие выборов и избирательной системы.Одним из важ­нейших условий и показателем уровня развития демократии в любом государстве являются содержательные особенности изби­рательной системы, т. е. возможность граждан участвовать в избирательном процессе. В Российской Федерации институту выборов придается большое значение. Конституция РФ признает выборы одной из высших форм выражения власти народа. Путем выборов формируются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления, избираются Президент Российской Федерации, президенты респуб­лик в ее составе, высшие должностные лица других субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Иначе говоря, пу­тем выборов избираются депутаты представительных органов и предусмотренные законодательством должностные лица.

В законодательстве, в периодической печати, в массовом со­знании термин "выборы" используется в двух смыслах: как день голосования и как вся избирательная кампания (процесс).

В строгом смысле слова выборы — это избрание граждана­ми из нескольких кандидатов или политических партий депута­тов в представительные органы или предусмотренных законом должностных лиц путем голосования в установленный для это­го день.

Выборы — завершающая стадия избирательного процесса, которой предшествуют образование избирательных округов и уча­стков, составление и проверка списков избирателей, образование избирательных комиссий, предвыборная борьба и другие важные мероприятия. Все эти мероприятия и действия, включая день го­лосования, охватываются понятием "избирательная кампания". Она организуется и проводится по определенным законом правилам и принципам. Эти правила и принципы, взятые в единстве и взаимо­действии, именуются избирательной системой.

Основная функция избирательной системы — обеспечить гражданам свободное выражение своей воли, своего отношения к кандидатам в депутаты или к лицам на выборной должности, к политическим партиям в условиях многопартийности и полити­ческого плюрализма. Избирательная система признается демок­ратичной, если включает в себя три свободы: а) свободу выдвиже­ния и самовыдвижения кандидатов; 6) свободу обсуждения и от­вода выдвинутых кандидатов; в) свободу выбора из нескольких кандидатов в момент голосования.

Все избирательные системы мира подразделяются на пропор­циональные и мажоритарные. Нередко при выборах в один и тот же представительный орган используются элементы обеих систем.

Так, на выборах 1993и 1995 гг. в Государственную Думу РФ одна половина депутатов избиралась по пропорциональной системе, а другая — по мажоритарной, что предусмотрено действующим за­конодательством.

Различие между названными избирательными системами зак­лючается в степени диспропорции между количеством голосов избирателей и числом избранных депутатов.

При мажоритарной системе депутат может представлять даже меньшинство избирателей в округе. Например, при выборах в Государственную Думу РФ кандидату, чтобы быть избранным, достаточно было набрать голосов больше, чем любому другому баллотирующемуся по этому же округу кандидату, т. е. получить относительное большинство.

При пропорциональной системе диспропорция между общим числом голосов избирателей и числом депутатских мандатов зна­чительно меньше, поскольку число депутатских мандатов у каж­дой партии зависит от числа избирателей, отдавших за нее свои голоса. При этой системе в идеале все избиратели имеют своих представителей в парламенте, тогда как при мажоритарной таких представителей имеют только те избиратели, чей кандидат собрал больше голосов.

Подчеркнем, что многопартийная система и участие партий в избирательном процессе имеют, несомненно, положительное зна­чение. Влиятельные партии способны разрабатывать возможные варианты стратегического политического курса страны и представ­лять их на суд общества, избирателей. Все это поднимает соци­альную роль и значение избирательных кампаний и выборов.

Право граждан избирать и быть избранными— конститу­ционное право граждан Российской Федерации, одно из важных прав их участия в политической жизни общества, которое наряду со свободой слова, объединений относится к основным составляю­щим демократии.

Избирательные права гражданина— это его права на уча­стие в формировании представительных органов и избрании дол­жностных лиц. Причем гражданин обладает и активным избира­тельным правом (правом избирать), и пассивным (правом быть избранным).

Данные права известны в мире давно, проблема состоит лишь в том, на какие принципы они опираются и как гарантируются, В современном мире они признаются демократическими, если основываются на принципах всеобщего равного избирательного правам являются прямыми при тайном голосовании. В российском законодательстве принципы избирательных прав граждан закреп­лены. Кратко их охарактеризуем.

1. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане вправе избирать и быть избранными независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, об­разования, политических убеждений, религии. Сказанное конкре­тизируется рядом условий.

Наличие российского гражданства! Только граждане Рос­сии вправе избирать и быть избранными. Сложнее обстоит дело с лицами, имеющими двойное гражданство. В законодательстве на этот счет существует пробел. Видимо, такие лица могут иметь из­бирательные права только по месту постоянного жительства.

Достижение определенного возраста. По российскому зако­нодательству активным избирательным правом обладают все граж­дане, достигшие в день выборов 18 лет. При реализации пассивно­го избирательного права требования к возрасту увеличиваются и дифференцируются: для избрания Президентом необходим воз­раст не менее 35 лет, депутатом Государственной Думы — не ме­нее 21 года, высшим должностным лицом (президентом, губерна­тором) субъекта РФ — не менее 30 лет.

Обладание гражданскими правами, состояние здоровья. Не обладают избирательным правом (активным и пассивным) граж­дане, "признанные судом недееспособными". Кандидат в депутаты или на выборную должность должен обладать гражданскими пра­вами и дееспособностью, быть психически здоровым. Однако при выдвижении кандидатов и их регистрации предъявление на этот счет каких-либо документов законом не предусмотрено.

Не участвуют в выборах лица, находящиеся по вступившему в законную силу приговору суда в местах лишения свободы.

Постоянное место жительства. Это условие не всегда аб­солютно. Его учет зависит от того, в какой государственный орган или по какой избирательной системе проводятся выборы. Здесь следует различать два понятия: место пребывания и место жи­тельства.

Место пребывания — гостиница, больница, другие подобные учреждения, где гражданин проживает временно. Место жительства — жилой дом, квартира и др., где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Все граждане, имеющие постоянное место жительства, должны быть включены в основные списки избирателей, а находящиеся в месте пребывания могут быть включе­ны в дополнительные списки.

1.Равные избирательные права. Этот принцип означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каж­дый избиратель имеет один голос, что голоса всех участников вы­боров имеют одинаковый вес.

2. Прямые выборы. Избиратели при прямых выборах сами, непосредственно выбирают своих представителей. Между ними и депутатами (выборными должностными лицами) нет каких-либо посредников, промежуточных инстанций. Этим качеством прямые выборы отличаются от непрямых — многоступенчатых, косвен­ных.

3. Тайное голосование. Суть тайного голосования состоит в том, чтобы обеспечить независимость волеизъявления избирате­лей, исключить любое внешнее на них влияние.

Подготовка к выборам— сложный политический процесс, который обеспечивается определенными организационными ме­роприятиями. Наиболее важными из них являются: образование избирательных округов; создание избирательных участков; состав­ление списков избирателей; подготовка избирательных бюллете­ней, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией.

Органы руководства выборами.Подготовкой и проведени­ем выборов в соответствии с действующим законодательством руководят избирательные комиссии. По своему назначению, ста­тусу, функциям они подразделяются на несколько видов: Цент­ральная избирательная комиссия Российской Федерации; изби­рательные комиссии субъектов Федерации, окружные, террито­риальные (районные, городские и др.), участковые избиратель­ные комиссии.

Центральная избирательная комиссия возглавляет систему избирательных комиссий в пределах Российской Федерации по выборам Президента, депутатов Государственной Думы РФ и ко­ординирует их деятельность при выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправле­ния. Подобные же функции при выборах в представительные органы государственной власти и должностных лиц выполняют органы местного самоуправления - избирательные комиссии са­моуправляющихся единиц.

Выдвижение кандидатов, предвыборная агитация- ответственные политические стадии избирательного процесса и подго­товки выборов. Правом выдвижения кандидатов в соответствии со ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации обладают избирательные объедине­ния и граждане. Аналогичный порядок предусмотрен и законода­тельством субъектов РФ.

К избирательным объединениям на федеральном уровне от­носятся общефедеральные политические партии и общефедераль­ные политические движения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, а также блоки общефедеральных партий и общефедеральных политических движений, создаваемых на период выборов.

В субъектах РФ в число избирательных объединений входят республиканские, краевые, областные, городов федерального зна­чения, окружные отделения общегосударственных политических партий, политических движений, иных общественных объедине­ний, уставы которых предусматривают их участие в выборах и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ; республиканские, областные и соответствующие им политические партии и движе­ния, иные общественные объединения, уставы которых предусмат­ривают их участие в выборах и зарегистрированы в органах юсти­ции субъектов Федерации.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями про­водится путем сбора подписей под его заявлением об этом. Могут выдвигать кандидатов и группы избирателей. Законодатель не устанавливает численность этих групп, а лишь отмечает, что ини­циаторы выдвижения должны уведомить об этом окружную изби­рательную комиссию.

В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации предвыборная агитацияопреде­ляется как деятельность граждан Российской Федерации, обще­ственных объединений по подготовке и распространению инфор­мации, имеющей Целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

В ходе предвыборной агитации избиратели знакомятся с лич­ностями кандидатов, предвыборными программами политических партий и избирательных блоков в которых содержатся различные варианты стратегического политического курса страны. Для кандидатов предвыборная агитация есть активная форма полити­ческой борьбы, в ходе которой они демонстрируют свои личные способности и достоинства, готовность выполнять властные функ­ции, воздействуют на политическое сознание и поведение электората, на результаты выборов. Кандидат и избирательное объеди


ение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и прекращается за один день до дня выборов. За три дня до выборов (включая день голосования) прекращается опублико­вание результатов опросов общественного мнения, прогнозов ре­зультатов выборов и иных исследований.

Финансирование подготовки и проведения выборовпроиз­водится за счет средств соответствующего бюджета — федераль­ного, субъекта Федерации, местного. Финансирование включаете себя два вида расходов: обеспечение деятельности избиратель­ных комиссий и формирование фондов кандидатов, а также изби­рательных объединений на проведение предвыборной агитации. Вместе с тем разрешенное законом привлечение в фонд кандида­тов и избирательных объединений добровольных пожертвований физических и юридических лиц открыло большие возможности для влияния власти денег на ход избирательной кампании и ре­зультаты выборов. Видимо, назрела необходимость установить здесь законодательные ограничения и более строгий контроль.

Голосование и определение результатов выборов.Вся ра­бота, проделанная избирательными комиссиями, избирательными объединениями, кандидатами — подготовка к выборам. Непос­редственно же выборы проводятся путем голосования, когда изби­ратели осуществляют свой выбор как стратегического политического курса страны, так и депутатов, должностных лиц. Голосова­ние производится по избирательным участкам в специальных по­мещениях, обеспечивающих свободное и тайное волеизъявление избирателей.

Выборы признаются недействительными, если при их проведении были допущены нарушения закона, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее yустановленного законом числа зарегистрированных избирателей, При признании выборов недействительными или несостоявшимися Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы (субъектах Федерации этот вопрос решает комиссия субъекта Федерации). -

После подведения итогов Центральная (субъекта Федерации) и окружные избирательные комиссии регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения и доводят эти данные до све­дения общественности.

Наши рекомендации