Рекомендации для подготовки. В рамках первого вопроса следует пояснить, что вся человеческая деятельность с
В рамках первого вопроса следует пояснить, что вся человеческая деятельность с позиции права может быть условно разделена на две группы: имеющая юридическое значение и не имеющая такового. Первая группа, обозначается в юридической литературе понятием «правовое поведение». Данное понятие охватывает как правомерные, так и противоправные поступки. Рассматривая критерии и виды правомерного поведения необходимо учитывать тесный характер взаимосвязи с конкретными видами правовых предписаний и, соответственно, юридических норм. Рассматривая виды правомерного поведения, следует остановиться на характеристике подходов к его классификации. Необходимо рассмотреть такие виды правомерного поведения, как материальное, инструментальное (В.Н. Кудрявцев), добровольное и вынужденное (Ю.Г. Ткаченко), социально-активное, привычное, конформистское (пассивное), маргинальное (В.В. Оксамытный).
Характеризуя правонарушение (второй вопрос) следует учитывать, что данный тип поведения противоположен правомерному. Необходимо раскрыть такие признаки правонарушения, как общественная опасность, противоправность, виновность, внешне проявляются как деяния, а не образ мысли. Следует раскрыть виды правонарушений в зависимости от их социальной опасности (вредности).
Изучая третий вопрос, следует пояснить роль и значение состава правонарушения, его связь с наступлением юридической ответственности. Следует рассмотреть такие элементы состава правонарушения, как объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Ответ на четвертый вопрос предполагает необходимость разграничить понятия: причины и условий правонарушений. В качестве основных факторов правонарушений следует рассмотреть: низкий уровень материальной жизни населения, низкий уровень правовой культуры и деформация правового сознания, кризис морали, алкоголизм и наркомания, низкая эффективность работы правоохранительных органов, сращивание преступного мира и чиновников, коррупция, низкое качество действующего законодательства и высокий уровень правовых знаний.
Практические задания
1. Проанализируйте следующие высказывания:
а) Г.Ф. Шершеневич: «Правонарушения нет, когда интересы человека, охраняемые правом вообще от посягательств со стороны других лиц, нарушаются лицом, выполняющим свою служебную обязанность»;
б) В.М. Хвостов: «Правонарушение есть поведение лица, которое противоречит велениям права, является несогласным с налагаемым правом обязанностями»;
в) Сенека: «Невольная вина не виновата»;
г) Муций Сцевола: «Виновен тот, кто, имея возможность предупредить, не предупредил; или же уведомил только тогда, когда избежать опасность было невозможно».
д) Павел: «Culpa caret, qui scit, sed prohibere non potest» (Невиновен тот, кто знает, но не может запретить);
2. Используя тексты нормативных правовых актов осуществите юридическую квалификацию ситуаций.
Ситуация 1: Распивая спиртные напитки в городском парке, группа лиц нарушала общественный порядок: они приставали к прохожим, мусорили, нецензурно выражались. Такое поведение является проступком или преступлением? Определите вид правонарушения и вид ответственности за него.
Ситуация 2: В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей. Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии.
Ситуация 3: Решением суда был установлен размер содержания престарелых нетрудоспособных родителей гражданина Б., который, однако, от уплаты указанной в решении суда суммы уклонялся в течение длительного времени. Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, установите форму вины гражданина Б.
Ситуация 4: Арефьев избил Кучеренко, ошибочно полагая, что тот украл у него деньги, В результате причинил Кучеренко вред здоровью средней тяжести. Определите форму вины Арефьева.
Ситуация 5: Сотрудник фирмы два дня не появлялся на работе, предупредив руководителя о том, что заболел. Однако при выходе на работу предъявить документ, подтверждающий факт болезни не смог. Имеется ли в деянии сотрудника состав правонарушения? Квалифицируйте данное деяние.
Ситуация 6: Ранее судимый Салемгареев из подростков Шуева 12 лет, Лотова 13 лет и Земова 15 лет создал группу для совершения квартирных краж. Большую часть вырученных от реализации похищенного имущества денег Салемгареев присваивал себе. На шестой краже деятельность группы была пресечена. Кто из участников преступной группы подлежит юридической ответственности? Квалифицируйте деяние каждого субъекта, определите возможную форму вины.
Ситуация 7: Анна Васильевна, спеша утром на работу, чтобы сократить дорогу, переходила дорогу не по светофору, а рядом с ним, и ее сбила автомашина. В результате Анна Васильевна получила сотрясение мозга и попала в больницу. На место аварии приехали вызванные водителем автомашины сотрудники ГИБДД и милиции. Был составлен протокол о совершенном наезде. Выяснилось, что водитель был в нетрезвом состоянии. Осуществите правовую квалификацию деяния всех участников ДТП.
Ситуация 8: 15-летний подросток похитил крупную сумму денег у своих родителей. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины.
Ситуация 9: Журналист М. опубликовал в местной газете заведомо ложную информацию, порочащую деловую репутацию частного предпринимателя. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины, возможную меру ответственности.
Ситуация 10: Кошелев похищал из квартир коммерсантов ценное имущество, нажитое, как ему казалось, преступным путем, которое он потом реализовывал на вещевом рынке, а полученные деньги почтовым переводом отправлял в дома престарелых и школы-интернаты. Квалифицируйте данное деяние, определите форму вины, возможную меру ответственности.
Тема 23. Юридическая ответственность
Практическое занятие
Целью практического занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о понятии и видах юридической ответственности, закрепление знаний о понятии видах юридической ответственности, посредством формирования навыков работы с текстом нормативных правовых актов, умения логично и последовательно излагать материал, формулировать аргументы и анализа конкретных ситуаций.
Занятие проводится с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование и анализ конкретных ситуаций, работа с текстом нормативного акта.
Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить содержание лекционного материала, ознакомится с соответствующими разделами учебников и учебных пособий, ориентируясь на вопросы для самоподготовки, внести основные понятия в словарь.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие, цели и принципы юридической ответственности.
2. Основания привлечения лица к юридической ответственности.
3. Виды юридической ответственности.
4. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности, и основания освобождения от юридической ответственности.
Основные понятия:юридическая ответственность, позитивная юридическая ответственность, ретроспективная юридическая ответственность, санкция, государственное принуждение, наказание, презумпция невиновности.