Принцип разделения властей. 1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в

1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться.

2. Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности.

3. Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер).

4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

41. Становление и развитие теории гражданского общества.

Гражданское общество - свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализацию прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны. Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским.

Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общ-ных отношений. Сам термин стал употребляться примерно в 18 в., холя понимание гр. Общ-ва, его отделение от гос-ва относят ко временам Др. Греции (Аристотель). Древни мыслители различали, но не противопоставляли гос-во и гр. Общ-во.

В течении долгого времени выражение ГО отождествлялось именно с гос-вом. Различия между общ-ми и гос-ми институтами стали проявляться в период нового времени. Данное понятие получило развитие в трудах Гроция, Локка, Канта, Гегеля. При этом под ГО понималась независимая от гос-ва особая сфера жизни общ-ва, которая включает в себя эконом-кие, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общ-ные отношения которые способны развиваться независимо от гос-ва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

В 18-19 в. было разработано несколько теоретических моделей, раскрывающих связь гос-ной власти и ГО. Широкое распространение получили 2 модели:

1. Классическая либерально-демократическая. В основе ее лежит принцип невмешательства, который предполагает защиту личности от гос-го произвола и меочной опеки со стороны гос власти.

2. Этатисткая. Она исходит из особой роли гос-ва в развитии ГО. При этом гос власть определяет способы и порядок обеспечения каждого человека гражданскими правами и свободами. Иначе говоря, гос-во выполняет активную регулирующую и распределительную роль в общ-ве.

Понятие ГО многоаспектно и подходы к его трактовке неодинаковы. В настоящее время различают 2 подхода:

1-вый основывается на противостоянии ГО и гос-ва и следовательно противостаянии полит-ких и неполит-ких отношений.

2-рой подход не исключает полит-кие институты и отношения из сферы действия ГО и рассматривает его как совокупность всех видов общ-ных отношений, в т.ч. и полит-ких, в рамках которых удовлетворяются многообразные потребности и интересы индивидов, их групп, адекватные доступному уровню общ-ного развития.

Обычно отмечают, что гражданским явл-тся общ-тво, способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить общ-ву. Это общ-во, которое может сформировать правовое гос-во.

Итак, под ГО понимается совокупность общ-ных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно не зависимых от гос-ва. Относительно независимых потому что гос-во управляет общ-вом, служит формой его орг-ции. Однако гос-во не вправе вмешиваться в эти отношения поскольку они составляют сферу частной жизни людей.

В идеале обязанности граждан перед гос-вом ограничиваются 2-мя сферами: законопослушанием и уплатой налогов. Если личность добросовестно исполняет указанные обязанности, до остальной жизни человека гос-ву не должно быть дела. Но это в идеале, а вреальной жизни у граждан существуют и иные обязанности, напр. Воинская, оберегать природу, исторические памятники.

Разграничение между общ-вом и гос-вом проводится с целью показать сферу деятельности гос-ва – это прежде всего политика (внутр-я и внешняя). Главное же назначение гос-ва – служить общ-ву, создавать необходимые условия для функц-ния последнего и комфортного проживания в нем личности. Сильное ГО способно заставить гос-во служить людям.

Если общ-во слабое, то гос-во сможет подчинить его себе, противопоставит себя общ-ву, будет проводить собственные интересы.


Наши рекомендации