Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель (УИОЗ)

Управление - это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. УИОЗ можно рассматривать как деятельность различных субъектов управления, которая направлена на организацию рационального использования и охрану земель, на защиту прав граждан и юридических лиц.

Виды управления зависят от субъектов управления, можно выделить:

-государственное

-муниципальное

-производственное

-общественное

Для осуществления управления субъекты управления наделены определенными

полномочиями.

Особое значение имеет государственное управление, так как оно управляет земельным фондом РФ с одной как стороны как собственник значительного количества земель, а с другой - как суверенно определенной территории.

Государственное управление осуществляется на федеральном и региональном уровне (ст 72 КРФ) - ст 9 и 10 Земельного Кодекса.

Общая характеристика государственного управления:

Государственное управление - это деятельность гос. органов, направленная на реализацию государством своих полномочий собственника земли, на организацию рационального использования и охраны земель, защиту земельных прав.

Гос. управление земельным фондом- это часть управления в области охраны земли и ее природопользования. Управление земельным фондом строится на общих принципах управления в области охраны окружающей земли и природопользования; управление земельным фондом связано с управлением других объектов природы.

Государственное управление земельным фондом является формой реализации

экологической функции государства. Это управление является важнейшим средством рационального использования всех земель.

Особенности управления в данной сфере:

-связь с управлением отдельными объектами;

-управление динамично

-связь с научно-техническим прогрессом. Он создает проблемы управления.

-единство и дифференциация. Единство - все земли в РФ образуют единый земельный фонд - отсюда, едины цели и задачи управления и схожи многие черты правового режима отдельных категорий земель. Дифференциация – обусловлена делением земель на категории по целевому назначению.

-Гос. управление земельным фондом связано с управление отдельными отраслями экономики.

Виды и органы управления в области использования и охраны земель.

Виды гос. управления:

- общегосударственное управление - управление строится по принципу Административно-территориального деления и распрстранеяся на всех субъектов независимо от их подчиненности;

- ведомственное управление - распространяется на субъектов, которые подчиняются тому или иному министерству, при этом не могут быть реализованы все функции управления (предоставление и изъятие земель, например - осуществляет Правительство).

Институт управления в литературе - это генеральный институт (он состоит из отдельных институтов, каждый из которых - функция органов управления).

Виды органов управления:

В зависимости от управления:

-государственные

-муниципальные

-общегосударственные

-ведомственные

-Федеральные

-Субъектов РФ

В зависимости от компетенции:

- общей компетенции (это органы исполнительной власти - Правительство

РФ, субъектов РФ, частично - Президент РФ)

-отраслевой (специальной) компетенции (структура этих органов утверждена Указом Президента РФ от 21.05.12 №636)

Органы специальной компетенции:

- МинЭкономРазвития - осуществляет правовое регулирование в своей сфере.

- РосРеестр - практически основной орган.

- РосИмущество - отвечает за регулирование рынка земли, занимается приватизацией.

+ территориальные подразделения данных органов.

В управлении земельным фондом принимают участие другие органы: МинПрироды, РосПриродНадзор, РосЛесХоз, РосВодРесурсы, МинСельхоз, МинТранспорта, МинПромышленности и торговли.

В субъектах федерации - органы управления при Правительстве Субъекта РФ,

территориальны органы федеральных органов исполнительной власти (указаны выше).

Полномочия РФ в области земельных отношений, субъектов РФ и органов

местного самоуправления смотри 9,10,11 Земельного Кодекса.

В соответствии со ст 77 КРФ, Федеральные органы и органы субъектов РФ могут

передавать друг другу свои полномочия либо законом, либо заключая специальное соглашение. Полномочия субъектов федерации в области земельных отношений закреплены так же в уставе СО.

Функции органов управления:

-мониторинг

-учет земель

-планирование и использование земель

-территориальное зонирование

-предоставление и изъятие земель

-землеустройство

-земельный контроль и надзор

-разрешение земельных споров

Мониторинг земель.

Ст 67 ЗК РФ - правовая основа мониторинга. Гос. мониторинг - это составная часть экологического мониторинга. Мониторинг - это система долгосрочных наблюдений; это и оценка состояния земель и изменений, которые происходят с землей.

Задачи мониторинга: выявить изменения в состоянии земель, оценить их, составить прогноз дальнейших изменений, выработать рекомендации по предупреждению и устранению негативных изменений и создать определенную информационную базу данных о состоянии земель.

Виды мониторинга:

-федеральный

-региональный

-локальный

Основным органом мониторинга является РосРеестр.

Порядок осуществления мониторинга установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.02 № 846.

Способы осуществления мониторинга:

-Дистанционное зондирование

-создание сети постоянно действующих полигонов

-наземные съемки наблюдения и обследования

Сроки проведения мониторинга:

-периодический мониторинг (например, раз в 3 года и более)

-оперативный мониторинг (текущий мониторинг).

Данные, полученные в ходе мониторинга используются для информационного обеспечения различных субъектов (органы власти, ФЛ и ЮЛ), а так же для составления ежегодного доклада о состоянии земель в РФ.

Отдельные программы мониторинга разрабатываются для наблюдения за землями

с/х назначения, где особое значение имеет плодородность почв. В данном виде мониторинга задействовано - Министерство Сельского хозяйства.

Наши рекомендации