Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель (УИОЗ)
Управление - это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений. УИОЗ можно рассматривать как деятельность различных субъектов управления, которая направлена на организацию рационального использования и охрану земель, на защиту прав граждан и юридических лиц.
Виды управления зависят от субъектов управления, можно выделить:
-государственное
-муниципальное
-производственное
-общественное
Для осуществления управления субъекты управления наделены определенными
полномочиями.
Особое значение имеет государственное управление, так как оно управляет земельным фондом РФ с одной как стороны как собственник значительного количества земель, а с другой - как суверенно определенной территории.
Государственное управление осуществляется на федеральном и региональном уровне (ст 72 КРФ) - ст 9 и 10 Земельного Кодекса.
Общая характеристика государственного управления:
Государственное управление - это деятельность гос. органов, направленная на реализацию государством своих полномочий собственника земли, на организацию рационального использования и охраны земель, защиту земельных прав.
Гос. управление земельным фондом- это часть управления в области охраны земли и ее природопользования. Управление земельным фондом строится на общих принципах управления в области охраны окружающей земли и природопользования; управление земельным фондом связано с управлением других объектов природы.
Государственное управление земельным фондом является формой реализации
экологической функции государства. Это управление является важнейшим средством рационального использования всех земель.
Особенности управления в данной сфере:
-связь с управлением отдельными объектами;
-управление динамично
-связь с научно-техническим прогрессом. Он создает проблемы управления.
-единство и дифференциация. Единство - все земли в РФ образуют единый земельный фонд - отсюда, едины цели и задачи управления и схожи многие черты правового режима отдельных категорий земель. Дифференциация – обусловлена делением земель на категории по целевому назначению.
-Гос. управление земельным фондом связано с управление отдельными отраслями экономики.
Виды и органы управления в области использования и охраны земель.
Виды гос. управления:
- общегосударственное управление - управление строится по принципу Административно-территориального деления и распрстранеяся на всех субъектов независимо от их подчиненности;
- ведомственное управление - распространяется на субъектов, которые подчиняются тому или иному министерству, при этом не могут быть реализованы все функции управления (предоставление и изъятие земель, например - осуществляет Правительство).
Институт управления в литературе - это генеральный институт (он состоит из отдельных институтов, каждый из которых - функция органов управления).
Виды органов управления:
В зависимости от управления:
-государственные
-муниципальные
-общегосударственные
-ведомственные
-Федеральные
-Субъектов РФ
В зависимости от компетенции:
- общей компетенции (это органы исполнительной власти - Правительство
РФ, субъектов РФ, частично - Президент РФ)
-отраслевой (специальной) компетенции (структура этих органов утверждена Указом Президента РФ от 21.05.12 №636)
Органы специальной компетенции:
- МинЭкономРазвития - осуществляет правовое регулирование в своей сфере.
- РосРеестр - практически основной орган.
- РосИмущество - отвечает за регулирование рынка земли, занимается приватизацией.
+ территориальные подразделения данных органов.
В управлении земельным фондом принимают участие другие органы: МинПрироды, РосПриродНадзор, РосЛесХоз, РосВодРесурсы, МинСельхоз, МинТранспорта, МинПромышленности и торговли.
В субъектах федерации - органы управления при Правительстве Субъекта РФ,
территориальны органы федеральных органов исполнительной власти (указаны выше).
Полномочия РФ в области земельных отношений, субъектов РФ и органов
местного самоуправления смотри 9,10,11 Земельного Кодекса.
В соответствии со ст 77 КРФ, Федеральные органы и органы субъектов РФ могут
передавать друг другу свои полномочия либо законом, либо заключая специальное соглашение. Полномочия субъектов федерации в области земельных отношений закреплены так же в уставе СО.
Функции органов управления:
-мониторинг
-учет земель
-планирование и использование земель
-территориальное зонирование
-предоставление и изъятие земель
-землеустройство
-земельный контроль и надзор
-разрешение земельных споров
Мониторинг земель.
Ст 67 ЗК РФ - правовая основа мониторинга. Гос. мониторинг - это составная часть экологического мониторинга. Мониторинг - это система долгосрочных наблюдений; это и оценка состояния земель и изменений, которые происходят с землей.
Задачи мониторинга: выявить изменения в состоянии земель, оценить их, составить прогноз дальнейших изменений, выработать рекомендации по предупреждению и устранению негативных изменений и создать определенную информационную базу данных о состоянии земель.
Виды мониторинга:
-федеральный
-региональный
-локальный
Основным органом мониторинга является РосРеестр.
Порядок осуществления мониторинга установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.02 № 846.
Способы осуществления мониторинга:
-Дистанционное зондирование
-создание сети постоянно действующих полигонов
-наземные съемки наблюдения и обследования
Сроки проведения мониторинга:
-периодический мониторинг (например, раз в 3 года и более)
-оперативный мониторинг (текущий мониторинг).
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для информационного обеспечения различных субъектов (органы власти, ФЛ и ЮЛ), а так же для составления ежегодного доклада о состоянии земель в РФ.
Отдельные программы мониторинга разрабатываются для наблюдения за землями
с/х назначения, где особое значение имеет плодородность почв. В данном виде мониторинга задействовано - Министерство Сельского хозяйства.