Организация деятельности Правительства РФ

Правительство РФ возглавляет Председатель Правительства РФ, который определяет основные направления деятельности Правительства РФ. Правительство РФ – это коллегиальный орган, собирающийся на заседания не реже одного раза в месяц, которые могут быть открытыми и закрытыми. Проведение заседаний регулируется Регламентом Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства и министры информируют об этом Председателя Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июня 1999 г. № 611 руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства РФ на постоянной основе.

Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:

а) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

в) устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

г) устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

д) рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

И другие вопросы.

Для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства РФ.

Так же при Правительстве РФ существует большое количество комиссий и советов в качестве координационных, совещательных или экспертных органов. Для обеспечения деятельности Правительства существует Аппарат Правительства РФ, руководитель которого назначается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Акты Правительства РФ

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции и законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Контрольные вопросы

1. Какое место занимает Правительство РФ в системе органов государственной власти?

2. Назовите состав Правительства РФ.

3. Раскройте порядок формирования и отставки Правительства РФ.

4. Назовите основные полномочия Правительства РФ.

5. Какие акты издает Правительства РФ.

Темы рефератов

1. Система органов исполнительной власти в России.

2. Состав и формирование Правительства РФ.

3. Порядок деятельности Правительства РФ.

4. Конституционно-правовая природа актов Правительства РФ.

5. Конституционная ответственность Правительства РФ.

6. Конституционный принцип коллегиальности деятельности Правительства РФ.

7. Взаимодействие Правительства РФ с другими ветвями власти.

Литература

1. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 января 1997 г. № 2-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. № 51. Ст. 5772.

Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724 (в редакции от 10 сентября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 20. Ст. 2290.

3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 (в редакции от 14 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 22. Ст. 2663.

4. Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» от 10 июня 1994 № 1185 (в редакции от 26 ноября 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.06.1994, № 7. Ст. 697.

5. Постановление Правительства РФ «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» от 1 июня 2004 г. № 260 (в редакции от 10 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 23. Ст. 2313.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 (в редакции от 11 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 г. № 33. Ст. 3895.

7. Автономов, А. С., Бачило, И. Л. И др. Исполнительная власть в РФ: история и современность, проблемы и перспективы развития / А. С. Автономов, И. Л. Бачило и др. – М.: Новая правовая культура, 2007. – 564 с.

8. Арзамасов, Ю. Г. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти / Ю. Г. Арзамасов // Государство и право. – 2007. - № 6.

9. Авалян, Р. М. Гражданское нормотворчество федеральных органов исполнительной власти: актуальные проблемы / Р. М. Авалян // Законодательство. – 2009 г. - № 9.

10. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. / С. А. Авакьян. – М. Норма: ИНФРА-М, 2011. – Т. 1 864 с.

11. Вишняков, В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В. Г. Вишняков // Журнал российского права. – 2006 г. - № 8.

12. Звоненко, Д. П., Малумов, А. Ю., Малумов, Г. Ю. Административное право: Учебник. / Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов. – М.: Юстицинформ, 2007 г.

13. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. М. Конин. – М.: Проспект, 2010 г.

14. Мухин, М. С., Чепик, Н. А. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и их влияние на формирование налоговых и иных публичных обязательств / М. С. Мухин, Н. А. Чепик // Ваш налоговый адвокат. – 2008. № 11.

15. Рыжов, В. С. Природа исполнительной власти в Российской Федерации / В. С. Рыжов // Право и политика. – 2002. - № 1.

Наши рекомендации