Раздел 1. Государственное управление как социальное явление и управляющая система
Предмет и задачи учебной дисциплины. Понятие методологии, парадигмы изучения государственного управления, базовых и ключевых терминов. Государственное управление и государственная власть.
Специфика организации системы государственного управления. Закономерности формирования структуры системы госуправления. Системообразующие подсистемы, их характеристика: институциональная, нормативно-правовая, коммуникативная, функционально-структурная, профессионально-кадровая, профессионально-культурная. Принципы функционирования и модернизации системы госуправления.
Важнейшие закономерности функционирования системы госуправления, определяемые ее природой, генезисом: полезность, опережающее развитие, проявление синергетического эффекта, адаптивность, стабильность, взаимодействие с внешней общественной средой.
Общество как управляемая система (объект госуправляющего воздействия). Понятие «публичная сфера», «публичный интерес», «публичная политика».
Гражданское общество и его роль в демократизации и оптимизации госуправления. Структура гражданского общества как системы. Факторы, влияющие на процесс взаимодействия государства и гражданского общества.
Система взаимодействия власти и общества: сущность, структура. Институты политического опосредования, характеристика современной партийной системы в России, групп интересов, давления. Механизм взаимодействия власти и общества.
^ Контрольные вопросы:
1. Каково соотношение и содержание понятий: государственное управление – государственно-административное управление – муниципальное управление – менеджмент?
2. Аргументируйте свою политику в вопросе о том, уместно ли противопоставлять политику и государственное управление.
3. Что Вы «вкладываете» в понятие «система государственного управления»?
4. В чем специфика системы госуправления в ряду социальных систем?
5. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.
6. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
7. Какие Вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?
8. Что содержит в себе понятие «социальное государство»?
9. Какие пути и способы взаимодействия госорганов с гражданами Вы можете предложить как необходимые?
^ Раздел 2. Публичная власть как институциональный системообразующий фактор государственного управления
Природа публичной власти. Источники, ресурсы публичной власти. Соотношение понятий: публичная власть, государственная власть, муниципальное самоуправление, федеральная власть, региональная власть, местная (муниципальная) власть.
Институт Президента Российской Федерации. Конституционный статус главы государства в странах различной формы правления.
Законодательная власть. Парламент в системе госвласти. Порядок формирования парламентов в современных странах. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, функции, полномочия палат.
Исполнительная власть: понятие, сущностные черты. Влияние формы правления на порядок формирования правительства: парламент и внепарламентский способы формирования правительства. Организационно-правовые формы исполнительной власти и уровни административного управления.
Принципы организации публичной власти на региональном уровне, закрепленные в международном праве и Конституции Российской Федерации.
Уровни местного самоуправления, принципы их выделения, характер взаимосвязей между ними.
Централизация и децентрализация власти – альтернативные модели управления.
Регионализация как современная тенденция и новая парадигма территориального устройства государств Европы и России. риски (возникающие проблемы) регионализации.
Принципы взаимодействия органов публичной власти – федеральной, региональной и местного самоуправления.
Законность и ответственность в управлении. Понятие ответственности. Виды ответственности, их сущностные признаки (политическая, нравственная, юридическая ответственность).
^ Контрольные вопросы:
1. Каково соотношение понятий: власть публичная и власть государственная?
2. Охарактеризуйте институт президента в Российской Федерации в совокупности его составляющих: статус, функции, полномочия Президента РФ.
3. От чего зависит и каков порядок формирования парламента в различных представительных демократиях?
4. Что Вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?
5. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?
6. Каковы подходы (принципы) выделения уровней местного самоуправления?
7. Почему централизованное государственное управление в ретроспективе и современной жизни связывают многие с идеей сильной государственности:
8. На каких принципах целесообразно строить сотрудничество государственной власти и местного самоуправления?
9. Как определена компетенция трех уровней публичной власти в Конституции и законодательстве России?
^ Раздел 3. Государственное управление: системный анализ
Цель – исходная категория управления. Классификация целей. Ресурсы в госуправлении, их соотношение с целями.
Функциональная подсистема системы государственного управления (деятельностный анализ). Функции госуправления. Функция как родовое понятие, ее соотношение с целью и задачами в управлении. Взаимоувязанность функций, компетенции и полномочий.
Информационно-коммуникативная подсистема системы государственного управления (коммуникационный анализ). Роль коммуникаций в системе управления. Причины неэффективной коммуникации.
Информация как фактор оптимизации системы управления и субстрат управленческих процессов. Классификация управленческой информации. Требования к управленческой информации.
Проблемы и тенденции совершенствования отношений в системе управления. Взаимодействие политиков и чиновников (администраторов), органов управления (должностных лиц) с общественными структурами (юридическими лицами) и гражданами.
Стиль управления. Типология стилей госупраления. Режим (порядок взаимодействия) управления. Типологии и характерные черты политического режима и режима гос.-административного управления.
Профессионально-культурная подсистема государственного управления. Профессиональная культура управления: сущностная характеристика, основные компоненты в их взаимосвязи.
Профессионально-важные качества служащего: понятие, факторы и условия развития компетентности специалиста. Современная система подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов государственного и муниципального управления. Общие требования к компетенции специалиста: уровень гражданский, профессиональный, политический.
Контрольные вопросы:
1. В чем специфика функций государственного управления, их соотношение с общеродовым понятием «функция»?
2. В чем различие функций политических и административно-правовых?
3. Раскройте содержание и соотношение терминов: коммуникация - коммуникативный процесс, информация - информационный процесс, взаимодействие - управленческие отношения.
4. Что такое «управленческая информация»? Каким требованиям она должна отвечать?
5. Объясните различия между политическими и административными отношениями.
6. Аргументируйте ваше понимание (определение) профессиональной культуры управления, ее сущностных черт.
7. Рассмотрите важнейшие компоненты профессиональной культуры управления.
8. Как вы понимаете гуманистическую направленность государственной службы?
^ Раздел 4. Организация процесса государственного управления
Государственная политика и управление: соотношение понятий и общественных явлений. Теоретические и прикладные аспекты государственной политики. Государственная политика: сущность, направления и типы. Основные этапы развития государственной политики.
Проблемы взаимоотношений между государственными руководителями и экспертами. Деятельность консультантов и политический анализ. Законы и нормативные акты. Государственная политика и законодательное обеспечение прав и свобод граждан Этические проблемы и государственная политика. Методологические подходы к этическим проблемам.
Государственное управление и общественные проблемы. Методы анализа общественных проблем и их характеристики. Определение основных проблем и их ранжирование.
Основные принципы разработки государственной политики и государственных программ. Этапы и основные участники разработки политики. Правовые и экономические ограничения. Формы и методы разработки государственных программ и политики.
Выполнение государственной политики как взаимосвязь политической и административной деятельности. Общая модель реализации государственных решений и политики. Финансирование государственной политики и государственных программ.
Контроль и мониторинг в государственном управлении. Совершенствование процесса выполнения государственной политики и государственных программ.
Оценка государственной политики. Общая модель оценки государственной политики и государственных программ. Мониторинг процесса государственной политики и выполнения государственных программ. Структура и механизм мониторинга. Взаимосвязь мониторинга и оценки государственной политики.
^ Контрольные вопросы:
1. Характеристика сущности и роли государственной политики в развитии общества и решении социально-экономических проблем.
2. Основные этапы развития государственной политики, их содержание и цели.
3. Как определяются цели и приоритеты государственной политики, какую роль при этом играют законодательные и исполнительные органы власти, а также институты гражданского общества?
4. Характеристика общей модели реализации современной государственной политики, ее основных механизмов и методов.
5. Основные методы и средства координации деятельности участников реализации политики.
6. Сущность и методы контроля в государственной политике.
7. Главные элементы системы мониторинга в государственном управлении.
8. Основные типы и методы оценки результатов и последствий государственной политики.
9. В чем заключается содержание и цель анализа эффектов влияния политики?