Развитие правовой культуры России в постсоветский период
В постсоветское время опять возникает проблема формирования новой правовой культуры в принципиально изменившихся условиях, на основе восстановления в правах частной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вновь государство играет активную роль в этом процессе, который развивается не на пустом месте, а испытывает давление прошлого.
В 90-е годы в России произошла новая революция, политическая, социальная и культурная. Снова, как и в 1917 г., она вылилась в полное отрицание прежнего строя и прежних традиций, правда, при этом не так быстро и не так открыто, как в 1917 г. Неоспоримые и осязаемые результаты переворота заключаются в разрушении социалистической системы общественных отношений со всеми ее не только отрицательными, но и положительными свойствами.
В плане демократии результаты революции 90-х годов далеко не столь очевидны. Установление впервые в истории России (за исключением короткого периода от февраля к октябрю 1917 г.) широкой свободы слова, творчества, политической агитации и борьбы явилось неоспоримым, хотя и далеко не гарантированным на будущее достижением этих лет. Но расширение пределов личной свободы и введение ряда формальных атрибутов конституционного правления не равнозначно власти народа. В стране сложилась замкнутая, клановая система власти, свободная от общественного контроля и ответственности. В рамках этой системы, без участия и одобрения народа принимались основные решения, приведшие к коренному изменению общественного строя. Первое время эта власть пользовалась доверием избирателей, приобретенным в ходе борьбы со старым режимом. Затем она перешла к манипулированию общественным мнением, которое при использовании государственных средств и аппарата, СМИ и привлечении значительных ресурсов за счет бывшей социалистической собственности оказывалось до сих пор эффективным. Когда манипулирования, называемого политическими технологиями, окажется недостаточно, власть способна прибегнуть к прямому принуждению, что она уже демонстрировала.
В культурном плане, в том числе и в политико-правовой сфере, конец ХХ - начало XXI вв. отмечены в России новой мощной волной вестернизации, может быть, более мощной, чем в петровские времена, и благодаря современным СМИ и торговле, более широкой, охватившей не только верхи общества, но и народные массы. Результатом этой волны явилось не только свободное приобщение образованных слоев общества к мировой культуре, но и основательный подрыв нравственных устоев народа, которому навязываются худшие образцы западной поп-культуры. В сочетании с процессом становления капитализма в варварских и незаконных формах, культом эгоизма, потребительства и стяжательства это ведет к разрушению остатков патриархальной культуры и добропорядочности, которые пережили первое наступление капитализма (с 60-х годов XIX в. до 1917 г.) и советскую власть. Надо сказать, что при всей коррумпированности советской власти, при всем ее лицемерии в последние десятилетия, она культивировала на основе социалистической идеологии моральные ценности, многие из которых носили вечный характер и входили в патриархальное народное сознание. Теперь они растоптаны. А на капиталистической основе, характерной для Запада, нравственные ценности сложиться у нас не успели.
Принципы, положенные в основу Конституции РФ 1993 года, в известной степени явились продолжением тенденций, складывавшихся в годы перестройки. Упор делался на общечеловеческих ценностях. Особое место занимали свобода, права человека, демократия, развитие институтов гражданского общества, плюрализм, гласность.
Конституция 1993 года покончила с советской системой и коммунистической идеологией, поставив на первое место в перечне видов собственности частную собственность и не установив для неё никаких ограничений. В то же время идея общечеловеческих ценностей сохраняла значение, приобретя несколько иную форму «мировых стандартов». Последние распространились не только на экономику, товары, но и на государственную и правовую систему, на правовую систему.
В целом идеология новой правовой культуры при первом Президенте РФ ориентировалась на мировые стандарты, декларировалось стремление как можно быстрее воплотить их в жизнь. Ситуация несколько изменилась, когда меры второго Президента по укреплению вертикали власти вызвали критику внутри страны и за рубежом. В этих условиях в политическую идеологию была внесена существенная поправка. Было заявлено, что, руководствуясь общими принципами и идеалами демократии, Россия не может не считаться с национальными традициями и условиями.[9]
Становление современной системы правового воспитания и формирования правосознания можно датировать началом 90-х гг. XX века. С одной стороны, в этот период изучение правовых вопросов в девятых классах временно было перенесено на факультативные занятия. Многие школы не были готовы по-новому преподавать правовые проблемы. Однако именно в это время структурируются новые концепции правового образования, разрабатываются различные региональные программы правового воспитания. Не дожидаясь нормативных установок Министерства образования РФ на внедрение учебных правовых курсов в школе, образовательные учреждения самостоятельно начинают "экспериментировать" и создают результативные программы формирования правосознания и правовой культуры личности. Принятый в 1992 году Закон РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) создал юридическую основу для структурирования образовательной деятельности в России. С его учетом в 1995 году Министерством образования РФ принят Базисный учебный план. Он стал важным документом, в котором были определены образовательные области, учебные предметы, а также количество учебного времени на их изучение, но "право" как самостоятельный учебный предмет перестало существовать юридически. Отдельные педагоги сами отказываются от проведения уроков по основам государства и права. Возникли многочисленные трудности из-за отсутствия учебников, методических рекомендаций по организации правового обучения и воспитания. Противоречия в законодательстве порождали формирование негативного отношения к праву. Проводимые социологические опросы свидетельствуют о том, что уровень правосознания людей крайне низок, и попытки многих участвовать в правовой жизни сталкиваются с различными проблемами. Исследователи обнаружили популярность смертной казни, ужесточения уголовного закона, пыток и насилия. Обращает на себя внимание низкая оценка деятельности правоохранительных органов и государства как гаранта и защитника прав и свобод. Большинство респондентов считают, что государство нарушает их права (63% учащихся), обманывает своих граждан (77, 5%), существует несправедливость системы правосудия, поскольку она нарушает принцип равенства граждан перед законом (38, 5% учащихся). Правовой нигилизм присущ 57% учеников. Поведенческий аспект правовой культуры определяется мировоззренческими установками. Большинство ставят под сомнение возможность добиться материального благополучия без нарушения законов (60% учащихся). Основной мотив подчинения закону - не осознанная необходимость, а страх наказания (54, 9% учащихся).
Попытки кардинально обновить общество проявились в принятии ряда нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р утверждается Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В этом документе развиваются принципы образовательной политики в России, которые были определены в Законе "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Но изучение права как самостоятельного учебного предмета оказалось возможным только за счет часов регионального или школьного компонента. Почти 40% школ страны удалось ввести правовые курсы в учебные планы в форме самостоятельных предметов. Рассмотрение правовых вопросов в рамках интегрированного курса "Обществознание" оказалось недостаточным и потребовало иных подходов к правовому обучению детей. Большинство школ в 2001-2002 гг. проводили занятия по курсу права за счет часов школьного компонента преимущественно на третьей ступени образования (10-11-е классы), а в 1137 общеобразовательных учреждениях право стало изучаться также и в 7-9-х классах. Появились программы начального этапа обучения праву. Однако они носили эпизодический характер и были представлены в виде модулей в образовательной области "Окружающий мир". Исследования, проведенные Институтом общего среднего образования Российской академии образования, показали, что более 600 российских школ работает по программам углубленного изучения права - в их числе государственные школы с лицейскими классами, школы с классами, ориентированными на вузы, лицеи, гимназии и экспериментальные школы.
Накоплен значительный опыт правовой подготовки школьников. Весьма успешно проводились специализированные, профильные и интегрированные курсы, в которых особо актуализировались вопросы права. Более 40 процентов экспериментальных школ вели работу по созданию моделей нетрадиционных учебных заведений. Существенное место в их учебных планах занимает право как основа гуманитарной подготовки школьников. Усиление заинтересованности самих обучаемых в получении правовых знаний подчеркивает тот факт, что в 2001/02 учебном году учащиеся старших классов более 1000 школ России сдавали право в качестве экзамена по выбору.
В результате следует подчеркнуть то, что события, происходящие в 90-е годы, очень схожи с событиями начала 20-го века. Оба периоды были ознаменованы революционными изменениями формирования национальной правовой культуры, полным отрицанием прежде существовавших в государстве ценностей, однако советская власть в скором времени предложила взамен новые ценности для государства, что не произошло в постсоветский период. Характерным для развития правовой культуры в 90-е годы является то, что произошёл своеобразный кризис, который заключался в снижении правосознания у граждан, недоверии к правоохранительным органам и к государственной власти в целом со стороны населения. Следует заметить и то, что на формирование правовой культуры в демократической России оказало большое влияние западной видение на данный вопрос.
В итоге хочется заметить тот факт, что период абсолютной монархии, советский и постсоветский коренным образом изменили сущность правовой культуры. В каждый из периодов национальная правовая культура словно создавалась заново, подвергаясь кардинальному обновлению.