Внешняя среда организации. Внешняя среда организации-одно из центральных понятий в современной теории
Внешняя среда организации-одно из центральных понятий в современной теории организации, которое характеризует всю совокупность внешних факторов, влияющих на процессы жизнедеятельности организации. Рассматривается как необходимое условие и одновременно ограничение выживания, функционирования и развития организации.
Внешняя среда – сверхсложная система, представляет собой всю совокупность внешних по отношению к организации факторов, которые влияют на её жизнедеятельность и развитие.
2.6.20. Модели внешней среды:
1. Среда, как макроокружение:
§ Политическая:
- конституционные основы
- формы собственности
- особенности законодательства
- политическая стабильность
§ Экономическая:
- уровень жизни
- капитал
- поставщики
- потребители
- конъюнктура
- цены
§ Технологическая:
- развитие науки
- развитие технологий
§ Социальная:
- социальные нормы
- социальные воззрения
- этические нормы
2. Среда, как система ресурсных ниш: трактуется как совокупность ресурсов (ресурсные ниши) или сферы сбыта продукта (продуктовые рынки)
§ рабочая сила
§ природные ресурсы
§ инфраструктура
- территориальное положение
3. Среда, как целевое окружение
Организации возникает для выполнения каких-либо целей. Если меняются цели, должны меняться и инструменты, способы их достижения. Внешняя среда как микроокружение, т.е те организации, социальные группы, с которыми данная организация находится в непосредственном взаимодействии и от которых зависит ее эффективность и выживание.
4. Среда характеризуется переменами и неопределенностью
Это могут быть технические инновации, экономические перемены (изменение уровня инфляции), изменения законодательства, новшества в политике конкурентов и т.д. Такая нестабильная среда, которая создает большие трудности для управления, присуща российскому рынку.
Организация как открытая система зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Разделяют среду прямого и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но опосредованно влияют на них. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, существенные для организации события в мире.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также степень вариативности каждого фактора. На организации быстро растущие, а также использующие сложные и развивающиеся технологии воздействует большее число факторов.
Подвижность внешней среды – это скорость изменения факторов внешней среды.
Неопределённость внешней среды – функция количества информации, которой располагает организация в отношении какого-либо фактора:
§ Поставщики. Рассматривая воздействие поставщиков, следует определить основные виды поставляемых ресурсов. Как правило, это: материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила. Очень важно оценить надёжность поставщика, его способность выполнять обязательства в срок и тем экономить финансовые ресурсы организации, а также качество поставляемого ресурса.
§ Трудовые ресурсы. Весьма часто сдерживают развитие организации или даже целой отрасли в случае нехватки. Вопросы управления и инноваций напрямую зависят от кадров и в основном определяют успех или неуспех предприятия.
§ Законы и государственные органы могут влиять на состояние отдельной отрасли или даже всей экономики в целом. Определяя своей политикой возможность развития и эффективность вложения капитала.
§ Потребители являются интегральным показателем деятельности организации, решая какие товары и услуги им необходимы и где они являются лучшими.
§ Конкуренты ведут борьбу за все описанные ресурсы и потребителей. Поэтому для организации так важна её уникальность позиционирования.
§ Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Развитие новых технологий увеличили доступность и скорость обмена информацией, поменяв тем самым картины во многих отраслях, поменяв сами приоритеты и направления развития.
§ Состояние экономики может полностью изменить стратегическое направление развития организации, поменять привлекательность различных отраслей для инвестиций, сделать предприятие банкротом, или наоборот, создать условия для перехода на более высокий уровень.
§ Социальные факторы влияют на организационную культуру организации, способствуют или препятствуют достижению высокой производительности труда.