Понятие и свойства трансакции, классификация трансакционных издержек
В теории прав собственности базовой единицей признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Трансакция включает как материальные, так и контрактные аспекты обмена. Она понимается предельно широко и используется для обозначения как обмена товарами, так и обмена различными видами деятельности или юридическими обязательствами, сделок как долговременного, так и краткосрочного характера, требующих как детализированного документального оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Издержки по осуществлению трансакций выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.
Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30-е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было привлечено для объяснения существования противоположных рынку иерархических структур, таких как фирма. Р. Коуз связал образование фирм с экономией на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в замене ценового механизма системой внутреннего административного контроля. С его точки зрения, некоторые трансакции дешевле производить внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. Трактовка Коуза подверглась затем корректировкам и модификациям, но понятие трансакционных издержек приобрело со временем огромную аналитическую значимость.
К. Эрроу назвал трансакционные издержки «издержками по поддержанию экономических систем на ходу», сравнив это понятие с понятием трения в физике. Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, «распыляя» полезность этих ресурсов. Подобно тому, как физическому объекту придается такая форма, которая способствует минимизации трения, (колесо, например), так и институт возникает как реакция на трансакционные издержки, чтобы минимизировать их, и увеличить выгоды от обмена.
Выделяются пять классов издержек трансакции.
1. Издержки поиска информации. До совершения сделки или заключения контракта, нужно знать, где найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Фактически никакой товар, предлагаемый на продажу, не свободен от издержек по измерению его свойств. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением точности. Громадная экономия издержек измерения достигнута в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, для экономии этих издержек служат такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы добавляют затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.
5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек. Термин оппортунистическое поведение введен О. Уильямсоном. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относят случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д. Издержки этого типа возникают из-за асимметрии информации и связаны с трудностями оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. Максимизирующие полезность индивидуумы всегда будут уклоняться от условий договора (т. е. предоставлять услуги меньшего объема или худшего качества) в тех пределах, в каких это не угрожает их экономической безопасности.
«Моральный риск» возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем требуется по договору. Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой, или командой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности команды завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными. Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию. Если информация о действительном поведении агента является дорогостоящей, то тогда в известных границах он будет действовать бесконтрольно, следуя своим собственным интересам, далеко не во всем совпадающим с интересами руководителей. Отсюда возможность отлынивать в пределах безопасности. Поэтому и в частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются структуры контроля, обнаружения оппортунизма, наложения наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.
Вторая форма оппортунистического поведения – вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным членом команды. Это значит, что если кто-то решит уйти, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы ухода. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно сопряжено с реальными потерями. Во-первых, учитывая угрозу вымогательства, участники команды будут избегать долговременных инвестиций. Во-вторых, чтобы застраховаться от этой опасности, они будут заключать долговременные контракты, оговаривая в них условия выхода из команды, штрафные санкции за преждевременные выходы и т.д. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).
Некоторые виды трансакционных издержек предшествуют сделке (сбор информации), некоторые приходятся на момент ее осуществления (переговоры и оформление контракта), некоторые носят постконтрактный характер (меры против оппортунистического поведения, меры по восстановлению нарушенных прав собственности).
Важнейшей характеристикой трансакционных издержек считается экономия на масштабах. Трансакционный сектор подвержен экономии на масштабах, т. е. по мере того, как объем выпуска в секторе увеличивается, удельные издержки на одну сделку падают. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек: когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество потенциальных продавцов и покупателей; договоры стандартизируются; стоимость разработки законодательства или административных процедур не зависит от того, какое число лиц подпадает под действие. Однажды установленные права собственности могут почти бесконечно распространяться на другие районы с малыми дополнительными издержками. Поэтому растущая рыночность может увеличивать душевой доход населения даже при отсутствии технического прогресса за счет экономии трансакционных издержек на масштабах рынка.
Трансакционные издержки – центральная объясняющая категория теории прав собственности. Их сторонники рассматривают любые социальные институты как средства по экономии трансакционных издержек. Всякой экономической организации соответствует особая конфигурация трансакционных издержек. Именно относительными различиями в уровнях и структуре издержек трансакции объясняют теоретики прав собственности многообразие форм хозяйственной и социальной жизни. Альтернативные экономические институты, как утверждается, обладают сравнительными преимуществами в экономии разных трансакционных издержек и их сосуществование связано как раз с этим. Так, механизм рыночной координации эффективнее в экономии информационных издержек; такие организации, как фирма, дают большой выигрыш в том, что касается издержек по ведению переговоров; вместе с тем иерархические структуры – благодатная почва для оппортунистического поведения. Рыночные институты имеют тенденцию к экономии на издержках оппортунизма, тогда как административные институты имеют тенденцию к экономии на издержках ведения переговоров.