Разновидности коллективов и государственное управление
В любом современном обществе существуют самые разные коллективы. Различают естественно сложившиеся коллективы (классы и социальные слои), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (например, политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например, профсоюзы) и временные, преходящие (например, объединение людей в ходе демонстрации граждан, выступающих под лозунгами оппозиции), многочисленные (массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.
Есть организации, действующие, легально, и нелегальные, подпольные организации (в России, например, это Новая революционная инициатива и Реввоенсовет Республики — узкие группы, устраивавшие взрывы у дверей некоторых государственных учреждений в Москве и взрывы памятников). Специфика тех или иных объединений оказывает прямое воздействие на особенности государственного управления по отношению к ним.
Особенности государственного управления различными видами коллективов.Отношения государственных органов и коллективов определяются многими обстоятельствами: характером формирования коллектива (естественно сложившиеся коллективы, например, крестьянство нельзя «распустить», как это можно сделать в отношении политической партии, систематически нарушающей конституцию), природой коллектива (взаимосвязи государства с коллективами политического характера иные, чем, скажем, с обществом филателистов), значением в общественной жизни (например, общегосударственный или локальный), позицией по отношению к государственной власти (сотрудничает, находится в оппозиции, ведет подпольную вооруженную борьбу) и т.д.
Отношения государства с объективно складывающимися в обществе разными социальными коллективами (рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией, «средним классом», крупными предпринимателями и т.д.) неодинаковы. Наиболее отчетливо это проявлялось в условиях тоталитарного социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс и ликвидировало «класс эксплуататоров» (в советской России для ликвидации кулачества — зажиточных крестьян применялась ссылка и высылка). В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но нередко те или иные принципиальные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей (известна роль олигархов и в России).
Ко многим общественным объединениям, особенно локальным, не выступающим с политических позиций (например, к союзам филателистов — коллекционеров почтовых марок), государство относится нейтрально. В данном случае активное государственное управление используется в минимальной степени. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям в целом (например, российский Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г.), или правила, относящиеся к определенным категориям такого рода объединений (российский Федеральный) закон о потребительской кооперации 1997 г.), оно не особенно интересуется их деятельностью, если они не нарушают законы. Это же относится ко многим объединениям по интересам, клубам, к различным органам общественной самодеятельности (например, уличные, домовые, родительские комитеты в школах), которые не имеют централизованного характера.
Социально-экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но его отношения с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Предпринимательские союзы выступают, скорее, как советники государства, его органов, прежде всего по вопросам экономической политики. Иногда предпринимательские союзы выступают и как группы давления, что обычно имеет место в кризисных ситуациях.
Крестьянские союзы редко оказывают значительное давление на государственную власть, в частности, в силу распыленности крестьянских хозяйств, слабой организованности крестьян. Обычно они требуют повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и недопущения в страну более дешевой импортной продукции. В некоторых странах крестьянские союзы иногда организуют демонстрации, перегораживая дороги. Во всех странах государственные органы поддерживают кооперативные объединения крестьян (это выгодно для государства) прежде всего путем предоставления льгот, ссуд, снижения налогов, другими экономическими мерами. В странах тоталитарного социализма применялись принудительные меры со стороны государства для ускорения процесса кооперирования в сельском хозяйстве.
Профсоюзы чаще всего выступают в роли групп давления, требуя принятия законодательства о повышении заработной платы, улучшения условий труда, пенсионного обеспечения и т.д. Нередко в стране (в том числе в современной России) имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции. В демократических странах (и в России) профсоюзам, как и другим непартийным общественным объединениям, обычно запрещено заниматься политической деятельностью (под этим прежде всего подразумевается участие в избирательных кампаниях), для этой цели существуют партии. В тоталитарных странах профсоюзы, другие непартийные объединения различных слоев населения могут активно вовлекаться государством в политику, но только в целях поддержки государственной власти и под руководством правящей партии.
Под лозунгами сотрудничества государства, труда и капитала во многих странах создаются общегосударственные совещательные советы. В них представлены государственные чиновники, лидеры профсоюзов, сотрудничающих с правительством, предприниматели. Советы — это консультативные органы для обсуждения и выработки рекомендаций по экономическим и социальным вопросам. Они могут играть важную роль в выработке условий «социального контракта» и «социального партнерства» в обществе. Такой трехсторонний орган (комиссия) есть и в России.
Иногда парламент (в редких случаях также иные органы государства) формируется путем представительства от общественных объединений. Такой порядок использовался в Португалии (до 1974 г.), Испании (до 1977 г.), частично в Югославии (до 1992 г.) и в СССР (1990—1993 гг., когда часть депутатов избиралась общественными объединениями). Государства, применяющие только эту или в основном эту систему (наряду с другими признаками), называются в литературе корпоративными государствами.
Среди общественных объединений важнейшее место занимают политические партии, целью которых, в отличие от других общественных объединений, является борьба за государственную власть (в современных условиях преимущественно мирными средствами, используя выборы). Партии стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают давление на государственную власть.
Государство устанавливает с ними особые отношения. Во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность, государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит.
В тоталитарных государствах конституциями может предусматриваться существование только одной партии. Все партии обычно запрещаются в условиях военных режимов. Они запрещены в странах мусульманского фундаментализма как разрушающие единство «правоверных» (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).
В конституциях многих стран (Германия, Бразилия и др.) в законах о партиях (в том числе в законе России 2001 г.) говорится, что партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, что они должны строиться на принципах демократии, их органы должны избираться, периодически должны созываться съезды и конференции партии. Государство устанавливает и другие требования к партиям, в том числе обязательную государственную регистрацию. Оно поддерживает крупные партии путем ежегодного государственного финансирования (из бюджета) в пропорции к числу голосов, полученных партией на выборах парламента или президента. Такой порядок предусмотрен и в России Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (может быть осуществлен не ранее 2004 г.). Партии признаются судом неконституционными и подлежат роспуску, если они прибегают к насильственным действиям с целью изменения государственного строя, проповедуют расизм, разжигают социальную, религиозную, национальную вражду в обществе. Это относится и к другим общественным объединениям.
Существуют объединения, которые не рассматриваются как общественные объединения. Это религиозные объединения, общества для извлечения прибыли (акционерные общества и др.), кооперативы и др. Государство также регулирует их деятельность, прежде всего путем принятия законов. В России в отношении религиозных объединений действует закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. (с последующими изменениями). Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность на основе собственной иерархической структуры (патриарх, синод, епископы и епархии и т:д.), они избирают или назначают персонал по своим установлениям. Они не могут наделяться функциями государственных органов и органов местного самоуправления, не могут участвовать в выборах, делать взносы в избирательные фонды, не вправе заниматься политической деятельностью, участвовать в работе политических партий, оказывать им материальную помощь. Однако эти ограничения относятся к деятельности объединений. Верующие избирают и могут быть избраны, духовные лица тоже могут быть избраны (однако в настоящее время в России церковь запрещает им избираться по крайней мере в парламент, за это лишают духовного сана), вправе участвовать в политической деятельности индивидуально.
Деятельность изуверских сект, наносящих ущерб личности, здоровью и имуществу граждан, не допускается.
В отличие от России в некоторых зарубежных странах есть обязательная религия и государственная церковь. В странах мусульманского фундаментализма не допускается деятельность каких-либо иных религий и их учреждений. В странах Европы (Великобритания, Швеция, Дания, Греция, Болгария, Испания и др.) различные направления христианства (католичество, протестантизм, лютеранство, православие) объявлены государственными религиями. Государство оказывает материальную поддержку только государственной церкви. Только те акты гражданского состояния (браки, записи рождений, смерти и т.д.), которые совершены в государственной церкви, имеют юридическое значение.
Регулирование кооперативных объединений также имеет свою специфику, что связано с их характером как хозяйственных организаций. Государственное регулирование осуществляется на уровне законов. Государство устанавливает для кооперативов льготы, создает благоприятные условия с целью поощрять объединение граждан в кооперативы.
Организации для извлечения прибыли (акционерные общества, разного рода товарищества), подобно церковным организациям, не рассматриваются как общественные объединения. Государственное управление ими осуществляется в основном в форме принятия законов о таких организациях и лицензирования, т.е. выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность определенного рода, и последующего государственного контроля за соблюдением условий лицензии и законодательства. Их деятельность регулируется гражданскими кодексами, а также специальными законами об акционерных обществах, другими законами.
Стихийно возникшая группировка (например, бегущая толпа во время паники или просто толпа людей, идущих вместе после работы) не рассматривается как коллектив ( даже временный) для достижения цели, имеющей общественный характер, хотя и в случае паники органы государства принимают все законные меры, чтобы предотвратить грозящие бедствия или жертвы. Временные коллективы создаются по заранее намеченному плану с определенной законной целью (банда преступников имеет противозаконную цель). Такие коллективы образуются, например, во время собраний, митингов, демонстраций, это группы пикетчиков. Их организация и деятельность регулируется законами (например, собрания допускаются «мирные» и без оружия, для демонстраций устанавливается определенный маршрут, пикеты возле органов государственной власти разрешены на определенном удалении и т.д.), а правоохранительные органы государства обязаны обеспечить проведение законного собрания (демонстрации, митинга, пикета) и охранять его от враждебных посягательств.
Государственное регулирование относится только к тем временным коллективам, которые создаются для проведения публичных мероприятий и открыты для любых участников. Частные собрания, вечеринки с определенным кругом приглашенных гостей правом не регулируются (если на таких собраниях совершаются незаконные действия, это относится не к регулированию самих собраний, а к иным вопросам).