Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография
Московский государственный университет приборостроения и информатики
История
Конспект лекций
Москва, 2012
ББК
УДК
Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.
История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.
Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «История» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену
© Бодрова Е.В., 2012.
© Гусарова М.Н., 2012.
© Захаров В.Ю., 2012.
© Беспятова Е.Б., 2012.
© Ефременко В.В., 2012.
© Московский государственный
университет приборостроения
и информатики 2012.
Содержание
Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5
- Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения
истории, историография …..................................................................................................... 5
- Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего
Востока и Античности …....................................................................................................... 9
- Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10
Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14
- Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
- Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
- Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26
Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27
- Становление Московского централизованного государства …...............................27
- Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
- Причины и последствия опричнины …......................................................................31
Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33
- Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
- Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
- Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47
- «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
- XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
- Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
- Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57
Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской
истории ….................................................................................................................................59
- Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции
развития …................................................................................................................................59
- Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
- Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
- Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
- Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
- Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти
в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78
- Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
- Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
- Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
- Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
- Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
- Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
- Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
- Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85
Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы
ХХ века …................................................................................................................................. 86
- Тенденции социально-экономического и политического развития мира в
20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87
- Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
- Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91
Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97
- Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97
- Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и
национальные интересы ….....................................................................................................98
- Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее
противоречия …................................................................................................................... 101
- Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
- Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
- Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106
Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного
развития ….............................................................................................................................108
- Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического
процесса …..............................................................................................................................108
- НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
- НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
- «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
- Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
- «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
- Распад СССР …...........................................................................................................116
Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117
1. Последствия распада СССР …....................................................................................117
- Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
- Складывание новой политической системы …........................................................122
- Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123
Заключение к курсу …............................................................................................................126
Тема 1. Введение в учебный курс «история»
План
1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.
2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.
3. Проблема места и роли России в мировой истории.
Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография
Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.
История — это наука, изучающая прошлое человечества в его неразрывной связи с настоящим и отчасти с будущим.
«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум».
М.В. Ломоносов
«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».
В.О. Ключевский.
Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).
Исторические источники | |||
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. | вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. | аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер. |
Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).
Методы исторических исследований | ||||
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. | Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития , а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. | Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. | Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования. |
Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.
Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.
Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.
Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.
Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.
В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.
Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.
I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.
Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.
Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.
II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.
Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.
Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.
III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.
Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.
Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.
Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.
2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности