Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Московский государственный университет приборостроения и информатики

История

Конспект лекций

Москва, 2012

ББК

УДК

Составители: проф., д.и.н. Бодрова Е.В., проф., д.и.н. Гусарова М.Н., проф., д.и.н Захаров В.Ю., доц. к.и.н. Беспятова Е.Б., доц. к.и.н. Ефременко В.В.

История. Конспект лекций. М.: МГУПИ, 2012. - 127 с.

Рекомендовано студентам высших учебных заведений негуманитарных вузов, изучающих курс «История» для подготовки к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому тестированию и экзамену

© Бодрова Е.В., 2012.

© Гусарова М.Н., 2012.

© Захаров В.Ю., 2012.

© Беспятова Е.Б., 2012.

© Ефременко В.В., 2012.

© Московский государственный

университет приборостроения

и информатики 2012.

Содержание

Тема 1. Введение в учебный курс «История» ….................................................................. 5

  1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения

истории, историография …..................................................................................................... 5

  1. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего

Востока и Античности …....................................................................................................... 9

  1. Проблема места и роли России в мировой истории ….............................................10

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья …................... 14

  1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития …..............................14
  2. Развитие русских земель в период середины XII-начала XV вв. Удельная Русь...23
  3. Борьба Руси с иноземными захватчиками …............................................................ 26

Тема 3. Образование Российского государства …................................................................27

  1. Становление Московского централизованного государства …...............................27
  2. Московское царство. Реформы «Избранной рады»...................................................30
  3. Причины и последствия опричнины …......................................................................31

Тема 4. «Новое время». «Смутное время» Московского государства …........................... 33

  1. Возникновение капиталистического уклада...............................................................34
  2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени» ….......................... 34
  3. Московское государство в годы правления первых Романовых ….........................37

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII веке …...................................... 47



  1. «Петровская революция» и ее значение ….................................................................47
  2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения …........................52
  3. Просвещенный абсолютизм в России.........................................................................54
  4. Внешняя политика России в XVIII веке …................................................................57

Тема 6. На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской

истории ….................................................................................................................................59

  1. Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции

развития …................................................................................................................................59

  1. Правление Александра I - время упущенных возможностей? …...........................63
  2. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I.........64
  3. Реформы 60-70-х годов XIX в. в контексте общемирового развития …................66
  4. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке …............................69
  5. Внешняя политика России в XIX веке …................................................................. 74

Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти

в России в начале ХХ в. Революционный кризис в России в 1917 году …........................78

  1. Начало капиталистической индустриализации и ее особенности …......................78
  2. Аграрная реформа П.А. Столыпина ….................................................................... 79
  3. Причины, основные эапы, итоги первой российской революции....................... ...81
  4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма.82
  5. Причины революционного кризиса 1917 года …..................................................... 83
  6. Итоги Февральской революции. Крушение монархии..................................... 84
  7. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства …................................. 84
  8. Октябрьская революция 1917 года. Феномен большевизма ….............................. 85

Тема 8. Советский Союз и окружающий мир: парадигмы развития в 20-30-е годы

ХХ века …................................................................................................................................. 86

  1. Тенденции социально-экономического и политического развития мира в

20-30-е годы ХХ в. Первые преобразования советской власти ….................................. 87

  1. Гражданская война в России и ее роль в развитии страны …................................ 89
  2. Советское государство. Модели социалистического строительства …............... 91

Тема 9. Кризис международных отношений в первой половине ХХ века......................... 97

  1. Генезис военно-политического кризиса первой половины ХХ века ….......... ....... 97
  1. Российская империя и Первая мировая война: мировой баланс сил и

национальные интересы ….....................................................................................................98

  1. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и ее

противоречия …................................................................................................................... 101

  1. Советская Россия в системе международных отношений в 1920-30-е годы …....104
  2. Вторая Мировая война как продолжение кризиса …..............................................105
  3. Великая Отечественная война: триумф и трагедия …............................................106

Тема 10. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного

развития ….............................................................................................................................108

  1. Возникновения и эволюция «холодной войны» как сложного геополитического

процесса …..............................................................................................................................108

  1. НТР и ее социально-экономические последствия …..............................................109
  2. НТР: СССР и современная Россия ….......................................................................111
  3. «Оттепель» в СССР: (1953-1964 годы) …................................................................112
  4. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964-1985 годы) …..............114
  5. «Перестройка» (1985-1991) …...................................................................................115
  6. Распад СССР …...........................................................................................................116

Тема 11. Россия и мир на рубеже XX-XXI веков …............................................................117

1. Последствия распада СССР …....................................................................................117

  1. Реформирование социально-экономической сферы …...........................................118
  2. Складывание новой политической системы …........................................................122
  3. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации ….................................123

Заключение к курсу …............................................................................................................126

Тема 1. Введение в учебный курс «история»

План

1. Предмет истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография - student2.ru

История — это наука, изучающая прошлое человечества в его неразрывной связи с настоящим и отчасти с будущим.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум».

М.В. Ломоносов

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».

В.О. Ключевский.

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники  
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники: предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии, историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX вв., они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.  

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований  
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития , а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран.   Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется для анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования.      

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.

I. Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий.

II. Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться.

Английский историк и социолог А. Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер.

III. Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Однако в теории отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную теорию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография - student2.ru 2. Общая периодизация всемирной истории. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности

Наши рекомендации