Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории

Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории

Предметом изученияОтечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Методы изучения истории:

1) хронологический– состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный– предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический– применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации– основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический– основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный– основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический– состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследованийприменяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной историивесьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников:1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Сущность и итоги НЭПа.

НЭП представлял собой политику советского государства по выходу из военно-мобилизационной модели экономики периода гражданской войны и по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.

Осенью 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, по которому крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора формы землепользования, ограниченного права на аренду земли, а также на использование наемного труда. Государством поощрялось развитие потребительской и промысловой кооперации. В 1923-1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами, а к 1925г. осуществлен переход к денежному обложению деревни. Легализация рыночных отношений на селе повлекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. В ходе преобразования экономики на принципах нэпа. В 21-24гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей, кооперацией, кредитно-финансовая и денежная реформы и др. В феврале 1921 г. создается Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Проводится разгосударствление промышленности. Частным владельцам передаются мелкие и частично средние предприятия. В руках государства остаются крупные фабрики и заводы в добывающей и перерабатывающей отраслях, металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично, транспорт. Исключительно в государственном управлении находилась внешняя торговля. Уравнительная оплата труда заменена новой тарифной сеткой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов; "пайковая" система снабжения вытесняется денежной формой оплаты, что позволило отменить карточную систему снабжения. Отменяются всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Развитие товарно-денежных отношений вело к восстановлению всероссийского рынка.Открываются торговые биржи.

В 1921-1924 гг. создается банковская система. Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом.

Образование СССР

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов. Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

30 декабря 1922 г. на I Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятиями конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Хрущевская «оттепель

Культурная жизнь 50-60-х годов отразила противоречивый характер хрущёвской "оттепели", в которой парадоксальным образом соединились смелый прорыв в будущее в одних областях с откровенным застоем в других. Некомпетентное вмешательство Хрущёва в творческий процесс вырыло пропасть между жаждущей свободы творчества интеллигенцией и не сомневавшейся в своём праве давать ей руководящие указания партийной верхушкой. Вместе с тем, борьба против идеологических ограничений предыдущего периода привела к тому, что родилось новое поколение интеллигенции – "шестидесятники", которые называли себя "детьми XX съезда", – не приемлющее официального оптимизма и не доверявшее власти. Журнал «Новый мир». Центром идейной борьбы стал журнал «Новый мир», редактировавшийся в Твардовским. При поддержке Н.С.Хрущёва ему удалось опубликовать повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , где впервые была поднята тема ГУЛАГа.Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, грубость Первого секретаря в общении приводили его к изоляции, подрывали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на Октябрьском пленуме 1964г. Но Хрущев, проигравший схватку за власть, не был уничтожен, как это было бы сделано при Сталине, а лишь отправлен на пенсию. Возможно, изменение политического стиля, отказ от мести и борьбы на уничтожение стало одним из важнейших итогов «оттепели». Общество стало относительно плюралистичным – у людей складывались разные мнения по поводу основных проблем жизни общества, и они могли обсуждать их, хотя и не переходя рамки основных коммунистических догматов. СССР стал одним из ведущих государств мира в области науки и техники, одним из двух мировых гегемонов, распространившим свое влияние от Кубы до Вьетнама. Начался «золотой век» советского кинематографа. Улучшилась жизнь людей, но социальные улучшения были неустойчивы, как и вся политика Хрущева. К концу правления Хрущева усилились продовольственные трудности, связанные с ростом военных расходов. Его попытки сэкономить на вооруженных силах вызвала недовольство военных, административные реорганизации – бюрократии, груба защита официальной идеологии – интеллигенции. О политике Хрущева, будь то внедрение кукурузы или ссора с Китаем, распространялись анекдоты. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста, с приходом к власти Л. И. Брежнева «оттепель была свернута.

Перестройка» и ее итоги.

Первый этап (март 1985 — январь 1987). Начальный период Перестройки хар-ся признанием отдельных недостатков существовавшей полит-экон системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены Яковлев, Лигачёв, Рыжков, Ельцин, Лукьянов и др.активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей». Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). «Золотой век» перестр.хар-ся началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общ.жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В эк-ке узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с заруб компаниями. В междунар.политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается эк-кое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнац.столкновения. Третий этап (июнь 1989 — 1991). Заключ этап Перес, берущий своё начало от I Съезда народных депутатов СССР. В этот период происходит резкая дестабилизация полит обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние комм-го режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми полит силами. Трудности в эк-ке перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антисоветскими настроениями. «Новое мышление» на междунар.арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Сов Союза.

Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории

Предметом изученияОтечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Методы изучения истории:

1) хронологический– состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный– предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический– применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации– основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический– основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный– основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический– состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследованийприменяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной историивесьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников:1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Наши рекомендации