Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы
Главная цель:
Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Программные цели:
совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;
повышение престижа профессии педагога;
формирование государственно-общественной системы управления образованием;
обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;
модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;
достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;
обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;
формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.
Целевые индикаторы:
Индикатор | |||
с 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования | 0 % | 60 % | 60 % |
доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов | 42 % | 47 % | 52 % |
в организациях образования созданы попечительские советы | 40 % | 45 % | 60 % |
руководители организаций образования прошли повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента | 29 % | 50 % | 100 % |
в организациях образования используется система электронного обучения | 50 % | 90 % | |
охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением | 40 % на 1 июля | 73,5 % | 100 % |
в 2020 году осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения | 1, 5, 11 классы | 1-10, 12 классы | |
количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана | |||
доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам | 50 % | 60 % | 70 % |
результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS | TIMSS: 7–11 место | PISA: 50–55 место, TIMSS: 10–15 место | PISA: 40–45 место, TIMSS: 10–12 место, PIRLS: 10–15 место |
увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества | 10 % | 30 % | 70 % |
доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие | 40 % | 60 % | 80 % |
доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу | 68,5 % | 78 % | 80 % |
доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации | 0 % | 10 % | 30 % |
доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие | 0 % | 10 % | 80 % |
доля выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза | 50 % | 78 % | 80 % |
количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов | |||
доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам | 16 % | 50 % | 65 % |
доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам | 0 % | 20 % | 30 % |
доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство | 0 % | 2 % | 5 % |
доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет | 0 % | 2 % | 5 % |
внедрены различные формы и типы образования для всех возрастов | |||
доля молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи | 25 % | 27 % | 55 % |
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования;
обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;
совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании;
совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;
создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;
увеличение сети дошкольных организаций;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;
обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения;
осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;
решение проблемы малокомплектных школ;
совершенствование системы инклюзивного образования в школе;
обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
повышение престижа обучения в ТиПО;
обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны;
обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;
обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;
создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;
реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи.
Достижения задач будут измеряться следующими показателями:
Показатель | Исполнители | |||
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по принципу ваучерно-модульного финансирования | 0 % | 20 % | 100 % | МИО, МОН |
доля педагогов профильной школы, имеющих степень магистра | 0 % | не менее 10 % | не менее 20 % | МОН |
доля молодых специалистов, вновь прибывших для работы в организации образования в текущем году, от общего количества педагогов | 2,6 % | 4,5 % | 6 % | МИО, МОН |
доля педагогов, преподающих предметы естественно-математического цикла на английском языке | 0,6 % | 10 % | 15 % | МОН |
доля специалистов системы повышения квалификации с академическими и учеными степенями | 3,4 % | 5 % | 15 % | МИО, МОН |
доля инженерно-педагогических кадров организаций ТиПО, прошедших повышение квалификации и стажировку, в том числе на базе производственных предприятий, ежегодно | 20 % | 20 % | 20 % | МИО, МОН, ассоциации работодате- лей, отраслевые министер- ства |
доля ППС вузов, прошедших повышение квалификации и переподготовку в стране, ежегодно | 6 % | 20 % | 20 % | МОН |
внедрение принципов корпоративного управления в гражданских вузах | 44 % | 65 % | 90 % | МОН |
доля педагогов, прошедших повышение квалификации по применению ИКТ в обучении, к общему их количеству | 0 % | 90 % | 90 % | МОН, МИО |
количество учащихся на 1 компьютер | МОН, МИО | |||
доля дошкольных мини-центров от общего числа дошкольных организаций | 59,7 % | 50 % | 52,7 % | МИО, МОН |
доля детей 5–6 лет, охваченных предшкольной подготовкой | 83 % | 100 % | 100 % | МИО, МОН |
доля частных детских садов от общего числа детских садов | 10 % | не менее 12 % | не менее 15 % | МИО, МОН |
доля школ с естественно-математическим направлением от общего количества профильных школ | 0 % | не менее 15 % | не менее 35 % | МИО, МОН |
доля школ, имеющих кабинеты новой модификации (химии, биологии, физики, лингафонных мультимедийных кабинетов) с сервисным обслуживанием от их общего количества | 31,7 % | 40 % | 80 % | МИО, МОН |
доля аварийных школ от их общего количества | 2,6 % | 2 % | 1 % | МИО, МОН |
дефицит ученических мест | 74,3 тыс. | 45 тыс. | 30 тыс. | МИО, МОН |
доля школ, ведущих занятия в три смены | 0,9 % | 0,2 % | МИО, МОН | |
доля школьников, охваченных качественным и комфортным подвозом к школе и из школы домой, от общего количества детей, нуждающихся в подвозе | 63 % | 80 % | 100 % | МИО, МОН |
количество «опорных школ»–ресурсных центров для МКШ | МИО, МОН | |||
охват обучающихся организаций среднего образования деятельностью спортивных секций в организациях образования от общего количества обучающихся | 20 % | 25 % | 30 % | МИО, МОН |
охват обучающихся детско-юношескими спортивными школами от общего количества обучающихся | 8 % | 12 % | 14,5 % | Министер- ство туризма и спорта Республики Казахстан |
доля детей школьного возраста, охваченных художественным, музыкальным, техническим, научным творчеством | 21,5 % | 23 % | 38 % | МИО, МОН |
охват обучающихся вузов деятельностью спортивных секций от общего количества обучающихся | * | 20 % | 40 % | МОН |
доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии | 9 % | 25 % | 50 % | МИО, МТСЗН, МОН |
обеспечение бесплатным витаминизированным горячим питанием учащихся из числа малообеспеченных семей | 70 % | 100 % | 100 % | МИО, МОН |
доля специальностей ТиПО, обеспеченных профессиональными стандартами, от общего количества специальностей | 0 % | 30 % | 90 % | МТСЗН, МИНТ, отраслевые министер- ства, МОН, ассоциации работодате- лей |
доля государственных общеобязательных стандартов образования (далее – ГОСО), разработанных на основе профессиональных стандартов | 0 % | 50 % | 90 % | МОН, МИО, ассоциации работодате- лей |
доля образовательных программ, разработанных в соответствии с международными требованиями | 20 % | 40 % | 70 % | МОН, МИО, ассоциации работодате- лей |
доля обучающихся, обеспеченных местами для прохождения практики на базе предприятий, от общего количества обучаемых за счет госзаказа в учебных заведениях ТиПО | 80 % | 85 % | 90 % | МИО, МОН, отраслевые министер- ства, ассоциации работодате- лей, Союз «Атамекен» |
доля обучающихся ТиПО за счет средств работодателей от общего количества обучающихся | 0,6 % | 1 % | 2 % | МИО, работодатели, МОН, |
охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием | 17,6 % | 20 % | 23 % | МИО, МОН |
количество введенных ученических мест в системе ТиПО | 2 660 уч. мест | 16 940 уч. мест | МИО, МОН | |
количество вновь введенных мест в общежитиях для обучающихся ТиПО | 1300 мест | 1500 мест | МИО | |
доля учебных заведений ТиПО, оснащенных современным обучающим оборудованием, от их общего количества | 36 % | 75 % | 90 % | МИО, МОН |
доля обучающихся по госзаказу по программам магистратуры от объема госзаказа бакалавриата | 8 % | 20 % | 40 % | МОН |
в том числе по программам одногодичной магистратуры от объема госзаказа бакалавриата | 1,6 % | 14 % | 25 % | МОН |
число обучающихся по госзаказу по программам докторов PhD с ежегодным увеличением госзаказа, начиная с 2012 г. | не менее 1000 чело- век | не менее 2000 чело- век | МОН | |
доля вузов, внедривших казахстанскую модель перезачета кредитов по типу европейской системы перевода кредитов (ЕСTS) в Республике Казахстан | 19 % | 100 % | 100 % | МОН |
с 2015 года стипендиаты программы «Болашак» обучаются в магистратуре, докторантуре, в бакалавриате – от одного семестра до одного академического года, проходят научные стажировки | 69 % | 100 % | 100 % | МОН |
доля вузов, имеющих доступ к Республиканской межвузовской электронной библиотеке | 26 % | 55 % | 100 % | МОН |
расширение академической свободы вузов в ГОСО высшего и послевузовского образования по специальностям, расширение компонента по выбору | 65 % | 70 % | 80 % | МОН, работодате- ли |
доля магистрантов и докторантов в Назарбаев Университете, имеющих публикации в научных журналах с высоким импакт-фактором | 0 % | 10 % | 30 % | МОН |
доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе | 1,5 % | 2,5 % | 3 % | МОН |
доля вузов, создавших инновационные структуры, научные лаборатории, технопарки, центры, от общего количества технических вузов | 14 % | 20 % | 50 % | МОН |
доля вузов, создавших структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций от их общего количества | * | 10 % | 25 % | МОН |
доля выпускников вузов, закончивших магистратуру и докторантуру, трудоустроенных в вузы и научные организации в первый год после окончания вуза | * | 10 % | 30 % | МОН |
доля финансирования образовательной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП | * | 10 % | 50 % | МОН |
доля финансирования научной и инновационной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП | * | 10 % | 50 % | МОН |
количество модульных учебных программ для краткосрочных курсов переподготовки и повышения квалификации работников технического и обслуживающего труда совместно с работодателями | 20 ед. | 25 ед. | МОН, работодате- ли, МТСЗН | |
доля молодежи, баллотирующейся в представительные органы на всех уровнях | * | 6 % | 15 % | МОН, МИО |
доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций | 22 % | 25 % | 29 % | МОН, МИО, неправитель- ственные организации |
доля республиканских молодежных организаций, привлеченных к реализации социально-значимых проектов в рамках государственного социального заказа | 12 % | 20 % | 24 % | МОН, МИО, неправитель- ственные организации |
* – статистика не ведется |
Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы будут достигнуты Министерством образования и науки совместно с министерствами труда и социальной защиты, связи и информации, индустрии и новых технологий, туризма и спорта, внутренних дел, культуры, отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, ассоциациями работодателей, Союзом "Атамекен", и иными неправительственными организациями.