Борьба с коллониальзном в Африке.Апартеид в ЮАР
В азиатских и североафриканских странах, а также в Южной Африке в силу более высокого уровня социально экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно, нежели t странах Тропической Африки. Здесь новой политической силой, сыгравшей важную роль в распространение антиколониальной идеологии, стали коммунистические партии.
В 1917—1945 гг. , т. е. на этапе кризиса колониальной системы, борьба порабощенных народов существенно поколебала основы господства империализма в афрокоазиатском мире. Но тогда лишь немногие страны сумел! добиться национальной независимости: Северный Йемен — 1918 г., Афганистан — 1919 г., Египет — 1922 г.,Ирак— 1930 г., Сирия — 1941 г., Ливан — 1943 г. Однако независимость в подавляющем большинстве случаев носил; формальный характер.
Начавшийся после второй мировой войны в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Япония подъем демократического движения во всем мире вызвал активизацию национально-освободительной борьбы которая в итоге привела к полному и окончательному распаду колониальной системы.
В Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия — 1951 г. , Египет — 1952 г. , Тунис, Марокко, Судан — 1956 г. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана — 1957 г., Гвинея — 1958 г. 1960-й го, вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств. Апартеид (apartheid на африкаанс - разделение) - политика ограничения в правах небелого населения Южно Африки, проводимая в ЮАР до 1994 года.
Ограничение прав черных практиковалось в ЮАР со времен появления там европейцев. Само слово "апартеид" смысле "расовая сегрегация" было впервые использовано еще в 1917 году Яном Смэтсом, ставшим впоследствии премьер-министром Южно-Африканского Союза. В 1948 году Национальная партия, представляющая в первую очередь интересы африканеров, использовала идею апартеида как программную и победила на выборах (чернь южноафриканцы права голоса не имели уже тогда).
Все жители Южной Африки были разделены по расовой принадлежности на белых, цветных, черных и индийце (азиатов). Для разных групп были установлены разные права, естественно больше всего их было у белых. Бы/ введено раздельное обучение и медицинская помощь, разделен транспорт, общественные и развлекательные учреждения, церкви, запрещены смешанные браки. Даже лавочки и пляжи были "только для белых" и "для других
Интересно, что иммигранты из Японии, Тайваня и Южной Кореи, с которыми ЮАР поддерживала дипломатичен отношения и активно сотрудничала в экономике, хотя по факту и не относились к белой расе, но считали почетными белыми и имели те же права, что и белое население.
Бантустаны в ЮАР Бантустаны в ЮАР
Развитием политики апартеида стало создание бантустанов (Bantoestan на африкаанс) - территорий компактно проживания коренных черных южноафриканцев, по сути - резерваций. Правительство Южной Африки создал, десять бантустанов на территории ЮАР и еще десять - в Юго-Западной Африке (Намибии), находившейся по управлением ЮАР. Было объявлено о независимости этих псевдогосударств. Фактически же, бантуста были полностью зависимы от ЮАР, их независимость не была признана ни одним государством мира.
Черное население Южной Африки насильно переселяли в бантустаны. Политики ЮАР открыто заявляли, ч конечной целью создания бантустанов является положение, при котором ни один человек с черным цветом ко; не будет гражданином ЮАР и соответсвенно не будет иметь никаких прав в этой стране.
Люди в бантустанах жили в нищете, хотя и лучше, чем в других африканских странах. Чуть ли не единственным источником дохода бантустанов, кроме прямых финансовых вливаний от правительства ЮАР, стало развитие на их территории игорного бизнеса, запрещенного в ЮАР. Так, например, в мире известен "африканский Лас-Вегас" - Сан-
Сити (Sun City), построенный в семидесятых в бантустане Бопутатсвана.
После конца режима апартеида в Южной Африке бантустаны вновь стали частью ЮАР.
Политика апартеида вызывала резкую критику ЮАР мировым сообществом. Это редкий случай, когда во времена холодной войны мнения СССР и западных государств практически совпадали. Апартеид был официально осужден ООН, признан международными соглашениями одним из преступлений против человечества. Из-за осуждения и неприятия апартеида странами - членами Британского Содружества, в 1961 году Южная Африка выходит их Содружества и становится независимой Южно-Африканской республикой. В 1994 году, после ликвидации апартеида, членство ЮАР в Содружестве было восстановлено.
Апартеид вызывал мощное сопротивление и в самой Южной Африке. Ряд организаций, в первую очередь Африканский национальный конгресс (African National Congress), организовывали многочисленные акции протеста. Наиболее громкий резонанс в мире вызвало восстание в Соуэто.
16 июня 1976 года учащиеся средних школ и студенты в Соуэто, пригороде Йоханнесбурга, вышли на улицы в знак протеста против принудительного обучения на языке африкаанс. Протест был мирным, но полиция открыла огонь по демонстрантам. В городе разгорелось восстание, для подавления которого власти ЮАР ввели в Соуэто войска. Согласно официальным данным было убито 23 человека, но информационные агентства сообщали, что погибло более пятисот человек и тысячи людей были ранены.
Фотография, которую вы видите, сделана южноафриканским фотографом Sam Nzima. На ней запечатлены Mbuyisa Makhubo, несущий смертельно раненого двенадцатилетнего Hector Pieterson, и семнадцатилетняя сестра Гектора Antoinette, идущая рядом. Эта фотография облетела весь мир и стала символом борьбы с апартеидом. В память о событиях в Соуэто 16 июня теперь празднуется в ЮАР как День молодежи.
К началу девяностых годов правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключенные, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией. Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. Эпоха апартеида закончилась.